в своей Ясной Поляне, всецело отдавшись школьной работе с яснополянскими детьми. Издали следит он за литературными произведениями,
хотя и не так пристально, как раньше; и когда появляется «Гроза» Островского, называет ее в письме к Фету «плачевным произведением».
Женившись в 1862 г., Толстой еще крепче засел в деревне; но когда случалось ему по делам бывать в Москве, он не упускал случая побывать в театре. 23 января 1863 г. он записывает в дневнике, что видел пьесу Островского «Грех да беда на кого не живет», о которой отзывается в таких выражениях: «Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушен
ного впечатления». Но исторические пьесы Остров
ского Толстому не нравились. 23 ноября 1867 г., как писал он жене, «чтобы дать отдохнуть голове и посмотреть новую пьесу Островского», он идет в Малый театр на «Тушино», но «не досидел всей пьесы».
Посещал Толстой и оперу, и в его письме к жене 14 ноября 1866 г. находим такое характер
ное для него сообщение; «После обеда поехали
в театр, на Фауста... Фауст глуп, и хоть ты и не веришь, не люблю театр, и всегда хочется критиковать». Известно, что Лев Николаевич не любил
соединение музыки с драмой—оперу, считая ее ложным видом искусства, при котором неизбежна искусственность и ослабление каждого из двух составных элементов.
Начало самостоятельного творчества Толстого в области драматической следует отнести к 15 ок
тября 1856 г., когда в дневнике его имеется запись о писании комедии. Но первые опыты эти не были закончены. Лишь в 1863 г. он написал для домашнего спектакля в Ясной Поляне шутку «Нигилист», и затем в конце 1863 и в начале 1864 г. закончил комедию «Зараженное семейство», кото
рую ему очень хотелось поставить в Малом театре.
Но пьеса не поспела до конца зимнего сезона, да, кажется, и не очень понравилась, — по крайней мере, Островский отозвался о ней неодобрительно, и пьеса не пошла, была оставлена под спудом и появилась в печати лишь в 1926 году. Сам Лев Николаевич считал ее «недурной», как он выразился при мне в 1908 году.
По окончании «Войны и мира», в 1869—1870 гг. Толстого потянуло к драматическому творчеству. Он усиленно читает Шекспира, Гете, Пушкина, Гоголя, Мольера, много думает о драме и ряд своих мыслей о комедии, трагедии, драме записывает в записную книжку. У
него является ряд драматических сюжетов,— между прочим из русской жизни XVIII ве
ка — история поручика Мировича. Новый вид
творчества так овладел им, что, как писал он
Фету около 17 февраля 1870 года, когда он бывал болен, то лица его ненаписанной драмы или комедии начи
нали действовать и пред - ставляли «очень хоро
шо». Ему хотелось поделиться своими мысля
ми о драме с кем-либо, обладающим поэтиче
ским чутьем. Таким человеком из его близких знакомых был Фет, к которому он и поехал в
Н. Бутова—Анисья, В. Павлова—Кума, М. Николаева—Акулина, А. Помялова—Матрена
феврале 1870 года. Но Фет отсоветовал ему писать драматическое, сказав, что это не его род. Под влиянием ли этого совета, или по внутренним причинам, но Лев Николаевич в то время действительно к писанию драматического произведения не приступил.
И прошло целых 15 лет, когда Толстой, уже в ином душевном состоянии и с другими взглядами на задачу художественного творчества, вновь принялся за драму.
Он горел желанием служить русскому трудовому народу и призывал известнейших русских писа
телей оставить писание для господ и начать писать для этой многочисленной народной аудитории. С таким призывом обратился он и к Островскому. Изложив ему задачи только что возникшего тогда и работавшего под его руководством Московского народного книгоиздательства «Посредник», Тол
стой писал ему; «Из всех русских писателей ни один не подходит ближе тебя к этим требованиям,
и потому мы просим тебя разрешить печатание твоих сочинений в нашем издании и писать для этого издания, если бог тебе это положит на сердце. Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и за
поминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал
теперь поскорее в действительности тем, что ты еси,—несомненно общенародным в самом широкой смысле писателем».
Островский не успел уже ответить на это письмо, написанное в мае 1886 года: 2 июня он скон
чался. Ему не пришлось узнать, что он косвенно принял участие в создании толстовской драмы «Власть тьмы».
В конце октября 1886 года Ясную Поляну посетил старый знакомый Л. Н. Толстого — А. А. Стахович. Он прочел Толстому несколько отрывков Островского, и чтение это произвело на Льва Николаевича такое сильное впечатление, что тотчас после его отъезда он засел за писание драмы, которая в конце ноября была уже вчерне закончена. К этому же времени относится и создание народных комедий—-«Первый винокур» и «Аггей».
Созданные гораздо позднее (в 1890 и 1900 гг. драмы Толстого: «И свет во тьме светит» и «Живой
труп» не увидали света при жизни автора: первая — потому, что она вскрывала слишком глубокие и интимные переживання автора — глубочайшее одиночество его среди чуждых и непонимавших его семейных, а вторая—потому, что в основе ее сю
жета лежал действительный случай, и человек, с которым произошел этот случай, просил
не опубликовывать драмы при его жизни.
Наконец, едкая и живая сатира на жизнь
богатых классов — комедия «Плоды просвещения» написана была
Толстым для домашнего спектакля в Ясной Поляне, также как не
большая противопьянственная вещица «От ней все качества».
Этой пьесой, написанной за полгода до смер
ти, закончилось драмаматическое творчество Л. Н. Толстого.
ав. Толстовским
музеем Н. ГУСЕВ
„Власть тьмы“, II акт. Художеств. театр.1902 г.