КЛУБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО?
Сплошь и рядом вся культурно-просветительная работа на каком-либо предприятии, а иногда и в целом районе замирает только из-за того, что негде работать, что нет мало-мальски удовлетворительного клуба.
До самого последнего времени клубы строились хозяйственниками, которые ас
сигновали на эго дело некоторые суммы, как бы в виде подачки союзу, после бесчисленных его требований. Как правило, такого рода клубы строились из рук вон скверно и ни в какой мере не отвечали тем
требованиям, которым должен удовлетворять рабочий клуб, как центр всей культурно-просветительной работы.
В 1927 году Президиум МГСПС вынес решение о десятипроцентном отчислении на клубное строительство. Только по ше
сти союзам должно быть выстроено 30 клубов. Из них 3 небольших — были от
строены еще в прошлом году, постройка же осгальных будет закончена к концу текущего строительного сезона. Самую боль
шую работу по клубному строительству развернул союз текстильщиков, который строит 15 клубов. Из их числа—четыре клуба будут собой представлять большие сооружения, со зрительным залом на полторы тысячи мест, с отдельными аудиториями, гимнастическим залом и с 22-мя клубными комнатами.
Почти во всех клубах театральная часть будет стоять на должной высоте. Менее благополучно обстоит дело с клубными помещениями, предназначенными
для всей остальной культурно-просветительной и клубной работы.
В большинстве строящихся клубов уделяется мало места для комнат под кружковую работу. Во многих клубах комнаты, предназначенные для работы хоровых и музыкальных кружков, нахо
дятся рядом с библиотекой и читальней. Общее впечатление таково, что многие клубы будут представлять собой не столько клуб, сколько — просто театраль
ное помещение с читальней, в виде некоего привеска. Большинство строящихся клубов (в девятнадцати из тридцати) не имеют гимнастического зала.
Одним из недостатков нашего клубного строительства является случайность в архитектурном оформлении клубов. Большинство из них не отражают своими
архитектурными формами клуба как здания совершенно нового типа, созданного нашей эпохой. Несколько свежее проекты архитектора Мельникова, но практически они почти неосуществимы, Так как их сложность на много удорожает постройку.
В старых, давно функционирующих клубах поражает необычайная эклектич
ность их внутреннего убранства. Рядом с рыночной табуреткой попадаются золо
ченные кресла в стиле барокко, рядом с ампирным диваном — выкрашенная в
зеленую краску сосновая скамья, против бюста Анатолия Васильевича Луначарского — Аполлон Бельведерский, рядом с агитплакатом трехгодичной давности — скверная копия с какого-нибудь фламанд
ца. Внутреннему убранству и художественному оформлению вновь строящихся клубов МГСПС уделяет особое вни
мание. Пятьдесят тысяч рублей отпускает МГСПС на финансирование заказов
на картины и скульптуры, которые будут заполнены художественными ассоциациями на темы, проработанные губотделами отдельных союзов. Это начинание МГСПС должно всячески приветствоваться.
ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ
Летний сезон в Эрмитаже окончился 16 сентября, зимний сезон открывается
25 октября. Первой новой постановкой пойдет оперетта В. Ардова, муз. Н. Стрельникова «Луна-парк».
Из состава труппы театра выбыли
Я. Бах и Г. М. Ярон, перешедший в «Мюзик-Холл».
В ЛЕНИНГРАДЕ ПЕРЕД СЕЗОНОМЪ
Театр оперы и балета готовит в пере работке возобновление оперы «Гугеноты(постановщик В. Р. Раппопорт) и поста
новку оперы «Кавалер роз». Малый ак. оперный театр возобновляет оперу «Манон» и готовит постановку «Джонни наигрывает»—Кшенека. Во второй половине сезона готовится новая опера молодого композитора Шостаковича «Носкоторая находится в работе.
В академическом балете перерабатывается со стороны либретто балет Джебела С. Радловым и А. Пиотровским. В связи
с предстоящим тридцати пяти летним юбилеем со дня смерти композитора Чайковского возможно включение балета «Щелкунчик», постановочный план которого
разработан еще в прошлом году Ф. Лопуховым. На первую половину сезона (на декабрь) намечена постановка балета
«Евлампий Надькин», музыку к которому пишет Ю. Шапорин.
Академическая драма. В самом начале будет дано «Горе от ума», которое выпу
щено было не совсем доработанным. В дальнейшем будут даны новые постановки: «Огненный мост»—Б. Ромашова, «Похождения бравого солдата Швейка» и «Мятеж» Дм. Фурманова. Сезон открылся «Рельсами», вслед за ними возобновляются «Доходное место» и «Конец Криворыльска».
В Гос. Большом драматическом театре сезон открывается постановкой «Луна
слева». В дальнейшем будут возобновлены постановки; «Разлом», «Любовь Яроваяи «Рост». Первой новой постановкой будет комедия «Человек с портфелем» А. Фаико,
в постановке К. Тверского и декорациях М. Левина. В первой же половине сезона будут даны еще две постановки «Жена»— К. Тренева и «Инга»—А. Глебова.
В «Музыкальной Комедии» сезон откроется в середине октября. За первую поло
вину будут даны три новых постановки— «Сирокко», «Белая Моль» Шершеневича и Ленского и новая опера Η. М. Стрельникова «Холопка».
Театр «Комедия» откроется в середине октября новой постановкой «Майя» Жан Жильон. Второй новой постановкой комедия Алексея Толстого «Делец».
В ЦЕНТРО-ПОСРЕДРАБИСЕ.
Съезд на бирже в полном разгаре. Давно уже не было такого слета «маститых». И никогда еще угроза безработицы не была близка такому большому числу
актеров, как ныне. Формируются ныне драматические труппы в следующие города: Архангельск, Сталинград, Влади
мир, Иваново-Вознесенск, Воронеж и др.
В ближайшее время начнут формировать Вологда, Уральск, Чебоксары, Тамбов, Козлов, Шуя, Ковров, Вязьма, Великий- Устюг, Бутурлиновка, Серпухов, Егорьевск, Вязники, Курси, Уфа, Осташков, Рязань, Кинешма, Елец, Клинцы и др. За истекший период сформированы следующие города:
Вятка: Главреж. Ф. А. Строгонов. В труппе: И. М. Тавровская, Т. А. Бели
кова, Μ. Н. Томская, Л. С. Заречная, И. А. Востокова, Л. В. Петрова, Е. С. Монко, Р. М. Зорова, А. П. Богорович,
A. А. Человцева, М. К. Климов, Л. Н. Протасов, М. Л. Александров, Я. П. Простаков, А. Ф. Пахомов, А. К. Ковалев, Л. Б. Ткаченко, С. Н. Сладкий, Π. П. Гевоский, А. Д. Сашин, М. А. Корнеев, B. Гримарский, Η. М. Кузнецов.
Оренбург: Директор М. Г. Волков, Главреж. Оленев. В труппе: Е. М. Михай
лова, Н. В. Корельская, В. П. Голодкова, Η. К. Терновская, Т. Л. Кондратьева, Леонидова, С. Е. Маккавейский, П. Д. Муровцев, В. И. Исаев, С. П. Кочетов, Μ. П. Яновицкий, В. В. Соколов, К. И. Дрейт, А. Г. Григорьев, А. Ф. Иртенье,
A. М. Бурин, В. В. Картагин, П. Г. Долганов, А. Е. Волховской, С. И. Чернов.
Харбин: Главреж. П. И. Леонтьев. В труппе: Н. А. Белевцева, Е. И. Леонарди,
Е. М. Анцева, Б. Г. Ревякина, Р. И. Гельевич, А. П. Арапова, Самсонова, Суравецкая, Парпачева, Савицкая, Η. Е. Щепановский, В. С. Ветилов. Л. А. Далевич, В. В. Афанасьев, А. А. Громов
B. И. Томский, М. В. Аркадьев. Г. Н. Гришин, М. И. Володин, А. М. Демурин, Л. П. Гарди, Л. И. Лешин.
Поступили персональные требования из городов — Ростов-на-Дону: героиню кокет, комика-резонера, простака; Тю
мень: режиссера, героя и героиню; Дке
пропетровска: основную героиню, героярезонера, комика и второго любовника.
Сформирована оперная труппа для Свердловска — Директор Б. С. Арканов, Главреж. В. А. Лосский. Режиссер Η. Н. Беляев, дирижеры: В. В. Бердяев, И. О. Палицын и Б. Нахутин. В составе: сопра
но—Б. О. Альбицкая, М. В. Баратова, И. А. Долганова, Η. М. Кантемир, Е.Ф.
Кравченко, Д. Е. Лерма, Е. С. Сливинская, Киселевская; меццо-сопрано—А. М. Букова, Е. Ю. Евгеньева, М. Катаева,
A. Маньковская, А. Н. Попова; тенора— Д. С. Аграновский, А. А. Дроздов, Н. Коробейченко, К. А. Каренин, С. Р. Колбин,
B. К. Муравьев; баритоны—М. В. Бочаров, М. А. Агапов, Г. А. Воробьев, В. Ф. Любченко, И. А. Михайлов. Η. Ф. Шенц; басы—В. Н. Лубенцов, А. Меснаев, Г. В. Серебровский, Η. К. Столяров. На часть сезона приглашены: Фатьма Мухтарова, И. С. Козловский, С. И. Мигай, Григорий Пирогов и М. О. Рейзен.

Проект здания для клуба химиков