Ночь на командном пункте

В

ПРОКОПЧЕННОЙ и покосившейся иное, с окнами, заделан
ными фанерой и заткнутыми пёстрыми диетными грядками, с тру
бой, обгрызадиой легким снарядом, мы нашли товарища Лысым). Хо
зяйка развешивала по избе расшитые полотенца. Орлы на полотенцах чередовались с бордо
выми петухами а над ними цвели оранжевые ромашки, синие васильки н алые маки. Синеглазая дочка хозяйки, разрумяниЕшаядч, словно с мороза, прине
сла два огромных букета махровых георгин Ад ютант командира зажёг четыре «молнии», и в свете их ста
ренькая изба будто помолодела. Тов. Лыеько говорил по телефону.
У порога стоял высокий старике чёрными кудрями, подстриженные ми по старому обычаю — в «скобку». Горячим, взволнованным взгля
дом карих глаз он наблюдал за тов. Лыеько. Командир повесил трубку н указал старику на скамью, стоявшую у дверей:
— Садись, папаша, будешь гостем. Старик не сел. .качнул головой и, не спеша, твёрдо и коротко изло
жил свою просьбу В селе осталось 19 мужчин, самому молодому из них было 48 лет. Все девятнадцать решили птти на войну. Старик ходатайствовал взять их в армию.
Тов. Лыеько пробовал отговорить старика. Он ссылался на нужды села, на неубранный хлеб, на забо
ты по восстановлению хозяйства. Командир говорил обстоятельно и внушительно. За окном сверкало зарево заднепровекдх пожаров, гул далекого боя наполнял избу. Старив слушал, не прорывая, но, ког
да Лыеько кончил, он отказался принять все эти доводы.
— Точно так, товарищ командир, — сказал он, сверкнув горячим взглядом. — Только в такую войну любая нужда стерпит и подождёт. За Днепром ще смерть гуляе, треба басурмана того пнд осину загнать...
Месяц назад Лыеько случилось быть в двухстах метрах от немцев. По нему строчили пулемёты и автоматы. Он нолз на животе, отстреливаясь и чертыхаясь, полз по гря
зи, под свист пуль и разрывы мин, ни на мгновение не дрогнув. А сейчас, когда гордый старик наот
рез отказался остаться в селе и потребовал взять его на войну, Лыеько еле одержал подступившие слёзы.
Он отвернулся и перевёл взгляд на карту, где великий Киев был жирно очерчен карандашом, а ста
рый Днепр разветвлялся на десятки рукавов. Утишив вспыхнувшее сердце, Лыеько сказал старику:
— Плите, папаша, я что-нибудь придумаю...
Вечер сменила днепровская ночь. Немецкие лётчики бомбили лес, ве
ковые сосны и коренастые дубы гудели,, как мачты кораблей, ста
ренькая изба дрожала, самовар подскакивал на столе.
Тов. Лыеько рассказал мне, как было выбрано место для переправы. На карте Днепр в этом месте
делился на четыре протоки и две нз них были шириной не меньше, как в семьсот-восемьсот метров.
Место не годилось для переправы, нале было выбирать другой путь. Чуть южнее Днепр шёл одним руслом, и берега его, по описанию, были пригодны для форсирования.
Однако Лыеько, помня суворовскую заповедь о проверке, вместе со своим начштабом разыскал ме
стных стариков, спросил их, а затем выслал разведку. И тут оказалось, что первые две протоки давно уже обмелели и высохли, тре
тья не широка, а четвертую можно перейти в брод. Тогда командир выбрал именно это место для переправы. На рассвете части форси
ровали Днепр. Это было всего два дня назад.
Наш разговор прервал пришедший вачштаба. Он доложил, что гвардейцы после жестокого боя заняли два населённых пункта. Тов Лыеько пожал его руку и бросил
ся к телефону. Он повторял вслух всё, что сообщали ему из частей
Мы молча слушали этот неповторимый перечень подвигов и геройства. Лейтенанты Рубииский и Николаев подбили из противотанковых ружей по два танка. Сер
жант Зубок из пулемёта сбил «Юнкере». Снайпер Жуков, открыв новый, заднепровскнй, счёт, уничтожил более двадцати немцев.
Части подвигались уже к местечку. Лыеько звонил к артилле
ристам, к летчикам, к сапёрам. Грохот канонады, переполнивший днепровскую ночь, дорисовывал картину битвы.
Я вышел на улицу, обагрённую заревом пожарищ Возле избы стояли чернокудрый старик и его во
семнадцать товарищей. Они ждали решения командира. Они хотели сражаться.
Алексей Глебов. ПРАВЫЙ БЕРЕГ ДНЕПРА.
Северный флот. Катера краснознаменного дивизиона истребителей подводных лодок идут к вражеским берегам.
Фото В. КОВРИГИНА (ТАСС).

Полярная осень

Памяти

М. В. Нестерова

ВЕЧЕР ХУДОЖНИКОВ
СТОЛИЦЫ
Оргкомитет союза советских художников СССР и Московский союз советских художников отметили годовщину со дня смерти М. В. Не
стерова собранием, посвященным памяти известнейшего руоского живописца.
В зале МОССХ собрались художники столицы, среди которых много учеников Нестерова. Своими воспо
минаниями о художнике поделился академик А. В. Щусев. Отрывки из дневников и писем Нестерова про
чёл С. Н. Дурылии. Выступавшие говорили о том, что всю свою жизнь, все свое мастерство М. В.
Нестеров посвятил любимой родине, русским людям, русскому пейзажу.
Даже на склоне лет он неутомимо, с полной силой своего таланта создавал новые произведения. За пре
красный портрет академика И. П. Павлова М, В. Нестеров был удостоен в 1941 году Сталинской премии первой степени.
Свыше 20 картин, этюдов и рисунков М. В. Нестерова показаны на выставке в зале МОССХ. Среди эк епоиированных произведений — ав
топортрет, написанный им в 1882 году, этюды к картинам «На горах», «Соловей поёт», картины «Берёзки». «Море», портрет академика Щусева, написанный художником в 1941 ГОду, и др.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
ПОСЛЕ капитального ремонта открылся Центральный дом работников искусств. Большой концерт, которым ЦДРИ начал свой зимний сезон, привлёк виднейших мастеров искусств столицы: артистов, режиссёров, композиторов, художников, писателей. В концер
те приняли участие народный артист ОСОР М. Рейзен, заслуженный деятель искусств Д. Шостакович, заслуженные артисты РСФСР С. Лемешев. М. Максакова, В. X нкин и др. В фойе выставлены новые произведения заслужен
ных деятелей искусств Хукрыниксов, П. Кончаловского и др. Вечер прошёл е большим успехом.
★ В ДОМЕ актера ВТО завтра состоится творческий вечер одного из ведуших дирижеров Большого театра Союза ССР — заслуженного артиста РСФСР В. В. Небольсина. На вечере исполняются фортепианные, скрипичные и виолончельные произведения Небольсина и его новая симфоническая поэма «От мрака к свету» в авторском переложении для двух роялей.
★ 24 ОКТЯБРЯ в Малом зале консерватории состоится первый вечер цикла, который даёт фортепианное трио ъ составе лауреатов Сталинской премии про
фессоров Л. Оборина, Д. Ойстраха и лауреата конкурса исполнителей С. Кнушевнцкого. В программе — произведения Рахманинова, Бетховена, Шуберта.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА
*НА-ДНЯХ в клубе писателей Борис Агапов прочёл главы из своей новой книги о Сталинграде, — «После битвы». В них изображён Сталинград в первые дни освобождения. В книге даются картины восстановления города-героя, показаны строители нового Сталингра
да* В обсуждении приняли участие Ильенков, Зелинский, Лейтес, Щипачев, Бек, Живов и другие. Выступавшие дали положительную оценку новому произведению.
* ЗАВТРА в клубе писателей Николай Адуев прочтёт историческую музыкальную комедию «Табачный капитан».

Лекции

по русской музыке

в московском УНИВЕРСИТЕТЕ
Московская филармония и Московский университет насчитывают уже несколько лет совместной работы по организации открытых лек
ций по истории русской и западно-европейской музыки.
Возобновляя эту работу, Московская филармония начинает 24 ок
тября открытый цикл из 25 лекций-концертов по истории русской музыки. Читаться лекции будут по воскресеньям в помещении Московского университета (Коммунистиче
ская аудитория). Цикл охватывает историю развития русской музы
кальной культуры от её истоков до музыки советских композиторов.
Несколько концертов будет посвящено русскому исполнительскому искусству (Шаляпин, Собинов, Рахманинов).
К чтению лекций привлечены профессора и лекторы Московской консерватории и филармонии. В концертах будут принимать участие выдающиеся советские исполнители.
ПИСЬМА КОМПОЗИТОРА
СКРЯБИНА
Педагог Горьковского музыкального училища тов. Полуектова, работающая над историей музыкальной жизни ста
рого НижнегоШовгорода, обнаружила в архивах училища интересную находку —письма знаменитого русского компо
зитора А. Скрябина к его жене В. Скрябиной. Письма представляют ценнейший материал, освещающий жизнь русских музыкальных деятелей
конца 90-х годов прошлого столетия. Письма Скрябина в систематизированном виде передаются в Горьковскую областную библиотеку им. Ленина.
КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ЛЕНИНГРАД, 19. (ТАСС). Жюри из представителей музыкальной общест
венности Ленинграда подвело итоги конкурса на лучшее музыкальное произведение.
На конкурс были представлены 11 симфонических и 47 вокальных произ
ведений. Единодушное одобрение жю
ри получила «Суворовская увертюракомпозитора Кочурова, которому при
суждена первая премия. Дипломом отмечен композитор Кремлёв, представивший на конкурс первую часть своей симфонии.
Из вокальных произведений лучшим признана песня «Ночной патруль» композитора Евлахова. Композитору присуждена первая премия.

III. Салюты

в гавани

ВДАЛИ от родных беретов, во
вражеском фиорде, наша подводная лодка подстерегает немецкие корабли. Прильнув к радиорупору, подводники слушают послед
ние известия из Москвы. И даже у тех, кто никогда не был в Москве, перед глазами встаёт сердце столи
цы — Кремль, Красная площадь... Вот слышен бой часов Спасской башни. Перекликаются автомобиль
ные сирены. Напряжённо смотрят моряки на циферблат часов. Сей
час... Сейчас... И вот далёкий гул орудий рассыпается в рупоре. Из груди вырывается крик радости. Люди переглядываются, счастливая
улыбка молодит и освежает их утомленные в походе лица. Москва салютует победителям! Столица зо
вет к новым победам, она зовёт всех, кто находится сейчас на великом фронте войны...
...Подводная лодка возвращается в гавань, и у входа в бухту гремит орудийный выстрел. Эхо цепляется за сопки и с грохотом прокатывает
ся над скалистой полярной землей, над водой.
Салют в сумерках осеннего дня звучит, как ответ на салюты роди
ны в Москве. Это с первой победой вернулась подводная лодка «Новоси
бирский комсомолец» — потоплен немецкий транспорт. Лодку недавно
подарили североморцам трудящиеся Новосибирска.
Когда подводник уходит в море, он знает, что там коллектив корабля обязан заслужить право на тра
диционный салют по возвращении в гавань. Он знает: жизнь его принад
лежит родине, и родину он готов защищать своей жизнью. Сознание этого рождает мужество и стойкость.
Расскажем об одном из походов, принесшем особую славу тринадцати североморцам-подводникам.
...Боевой поход подводной лодки «Н» увенчан победой: .на дно моря пущен крупный немецкий транс
порт. Лодка идёт на базу, но ей приходится отбиваться от преследо
ваний врага. .Её ищут глубинные бомбы. Над водой, как обезумевшие, в слепой ярости носятся вражеские корабли охранения.
Лодка уходит на большую глубину. Она получила повреждение. Надо укрыться, переждать, пока успо
коится обманутый враг. Тишина. Притихли люди.
Но что за странный свистящий шум? Командир отсека Острянко приказывает осмотреться.
Снят настил палубы, открыт доступ к шахте, и краснофлотец Егоров видит, как вода врывается в. от
сек. Пробоина... Поток воды тянет лодку вниз, всё глубже и глубже. Стоя по пояс в ледяной воде, моря
ки пытаются заделать пробоину. Но вода сводит- на-пет их усилия, не
удержимо заполняя отсек корабля. Водоотливные средства не в силах противостоять этому напору.
«Надо попытаться всплыть», — решает командир, и в цистерны глав
ного балласта даётся воздушный пузырь. Тщетно... Лодка продолжает погружаться. Вот она тяжело ударяется о грунт. В затопленном отсе
ке вода накрыла первый и второй ярусы коек. Плавают на поверхности подушки, одеяла, одежда моряков. Шипение и свист воды не прекращаются. Люди перестали разли
чать свои собственные голоса. И вдруг — счук из соседнего отсека, наглухо задраенного.
— Держитесь! — говорили выстукиваемые по переборке буквы.
Вздох облегчения и надежды вырвался у подводников, когда они увидели, что дверь переборки сосед
него отсека чуть приоткрывается. Теперь вода частично перейдёт ту
да, её можно будет выкачивать за борт. Это, конечно, риск для тех, кто в соседнем отсеке, но в такие минуты не думают о собственной безопасности.
— Открыть аварийный клапан!— приказывает командир.
Старшина второй статьи Чижевский снимает с себя одежду и в одной тельняшке погружается в воду. Коченеющими уот холода руками
он ищет клапан. На помощь к нему ныряет командир отсека Острянко...
Уже много часов длится эта страшная борьба людей с подводной стихией. Теперь жизнь экипажа зависит от наличия воздуха в от
секе. Надо дать воздух! Сжимая в руке ключ, старшина второй статьи Доможирский погружается под во
ду. Он с трудом находит пробку, но едва прикасается к ней, как его выбрасывает наверх. Отважный мо
ряк снова бросился н-од воду. Вот он добрался до места. Быстрым движением вставил ключ, повернул пробку. Снова поднялся на поверх
ность и опять погрузился — теперь со шлангом в руке. Шланг присое
динен к пробке... Поворот торцового ключа, и шланг наполняется воздухом...
Спустя некоторое время моряки почувствовали лёгкий толчок. Секунда, которой экипаж добивался так упорно и мужественно, наступи
ла. Лодка всплыла, и тихая волна моря обласкала её, как обрадованная мать.
Подводники лежат усталые, на мокром настиле, а в глазах у них сверкает огонек торжества: они отстояли свой корабль.

IV. Ночная

атака

СПОКОЙНО нынче море. Луна выстелила на воде широкую серебристую дорожку, в волнах отражается заездный полог полярно
го неба. В всплесках лунного света видны очертания катеров, присосавшихся к пирсу. На катерах лю
ди молчаливо хлопочут. И скоро слышится треск заведенного мото
ра, и ритмические звонкие хлопки уже гонят прочь сонную тишину бухты.
От пирса отделяются два катера. Шумливые, тёмный силуэты скользят по воде, оставляя за кормой пенящиеся буруны. Корабли идут пол
ным ходом. Впереди — флагманом— идёт катер старшего лейтенанта Шабалина. За ним в кильватер — катер лейтенанта Колотая. На севере эти имена известны каждому мо
ряку. И Шабалин и Колотий не раз встречались с врагом. Их мужество и бесстрашие, морская хватка и боевое искусство служат примером
Близок берег противника. Вглядываясь, стоят моряки на палубе. Вни
мание! Надо обнаружить немецкие корабли до того, как катеры будут
Начало см. «В. М.» от 16 октября.

КОМСОМОЛЬЦЫ Беломорской флотилии готовятся

к славной дате

АРХАНГЕЛЬСК. 19. (ТАСС). Комсомольцы Беломорской военной флотилии готовятся- к 25-летию ВЛКСМ. На кораблях, в частях и подразделениях проводятся лекции, доклады и бесеДы до истории комсокола, его роли в гражданской воине, о героических подвигах мо
лодёжи на фронтах отечественной войны. Старые моряки рассказыва
ют молодёжи эпизоды из истории руоского флота, истории кораблей Беломорской военной флотилии. Комсомольцы корабля, где коман
диром старший лейтенант Новиков, провели собрание с докладом «Боевой путь корабля». Из доклада мо
лодые краснофлотцы узнали, что их корабль участвовал в 38 схват
ках с фашистскими самолётами, проделал 24 тысячи миль и отконвоировал несколько десятков транспортов. Комсомольцы Н-окого корабля написали матери Героя Со
ветского Союза Олега Кошевого письмо. В нем они клянутся матери героя быть такими же стойкими, как ее сын Олег, и жестоко отомстить врагу за смерть славно
го мюлодогвардейца. Комсомольцы флотилии проводят воскресники, средства от которых отчисляют в фонд помощи детям фронтовиков.
На кораблях, в частях и подразделениях, в Доме Военно-Морского
Флота оборудуются выставки на тему «Боевой путь комсомола флотилии».
замечены, — победа будет за тем, .кто первый нанесёт удар.
— _Вижу на фоне берега пятна!— говорит пулемётчик.
Так и есть. Вдоль берега идут вражеские транспорты в охранении военных кораблей. Теперь их силуэты ясно видны. На катерах насту
пают короткие минуты приготовления к бою. Все делается стремительно и чётко.
Катер старшего лейтенанта Шабалина выходит на боевой курс. С ним по фронту выравнивается катер лефтенанга Колотил. Уже виден го
ловной сторожевой корабль, за ним тянутся фТва больших транспорта, в беспокойстве юлит вокруг несколько кораблей охранения.
Не слишком ли это дерзко со стороны двух маленьких катеров —
напасть на сильный конвой противника? Но у Шабалина и Колотая дерзость сочетается с искусством, риск — с точным расчётом. Они на
несут внезапный удар еще до того, как противник поймёт, в чем дело.
Корабли всё ближе. На катерах раздаётся команда: «товсьЬ—команда, которая сразу же наполняет мо
ряка азартом боя, собирает все его мысли, силу, волю в могучий сплав чувств, подчинённых одной цели— победе.
Катеры подошли к противнику на расстояние выстрела. Немцы их за
метили и растерялись. Свои или чужг.е? Мелькают световые сигналы.
Противник интересуется, кто идет, он, видимо, не ждёт сейчас советских кораблей и для верности начинает запросы.
Жизнерадостный Шабалин — с его лица, кажется, никогда не. сходит улыбка — вглядывается в темноту, следит за световыми сигнала
ми и тем временем высчитывает так называемый угол упреждения.
— Потерпите, — бормочет он, — оейчао узнаете, кто мы!
Все готово для атаки, и вдруг сноп прожекторных лучей ложится на катер Шабалина. Ночная темень теперь озарена вспышками сигналов, адресованных немецким кораб
лям. Да, катеры замечены. Брад встревожен. Он предупреждает свои корабли об опасности. Но в эту ми
нуту на катере Шабалина звучит долгожданная команда: «залп!», и торпеды, приготовленные Федориным, падают в воду...
Дошли торпеды и с катера Колотая. Страшный грохот раздаётся над морем, вскакивает вверх, словно пытаясь оторваться от воды, ог
ромное пламя. Советские торпеды попали в цель.
Катеры ложатся на обратный курс. Теперь немцы открыли по ним неистовый огонь. Шабалин вдруг замечает, что катер Колотил лишился хода. В иджмо, поврежден мотор. Значит, боевой друг в опасности.
Шабалин возвращается. Невзирая на огонь со стороны вражеских кораблей, он приближается к дрейфу
ющему катеру, ставит две дымовые завесы и «ослепляет» противника.
А командир катера лейтенант Кологий тем временем стоит у штур
вала. Лицо его спокойно. Он видит, как самоотверженно работают его люда, стараясь вернуть мотору си
лы. А враг бьёт по дымовой завесе. Если он заметит положение катера, то несомненно сделает попытку пленить его.
— Путий! — вдруг кричит Колотий, — взрывные патроны приготовлены?
Торпедист Путий понимает, что в эти минуты надо быть готовым уме
реть с честью, вместе с кораблём, не опустить флага, если враг при
близится и нельзя будет отбиться. Он сам уже об этом подумал и позаботился, чтобы все было готово.
И вдруг в треске ночных взрывов кашлянул возвращённый к жизни мотор. Вперёд! Катер набирает скорость и под прикрытием завесы несётся к родным берегам.
Полярное небо затянуто лёгкими ночными облаками. Уже потухает сияние луны — немой свидетельницы этой дерзкой атаки в осеннюю НОЧЬ-.
М. Мирлэ.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.

Население Румынии «терзается сомнениями

и «живет в страхе

СТАМБУЛ, 20. (ТАСС). Румынские газеты заполнены статьями, призывающими население Румынии не терять веру в победу и не под
даваться страху и панике. «Если мы вступили в войну,—пишет га
зета «Аргус»,—то обязаны верить в конечную победу. Бее этой веры фронту и тылу грозит преждевременное разложение».
Однако, как видно из статей самих румынских газет, вера в по
беду подрывается вое глубже. Газета «Капитала», выходящая в Бу
харесте, обрушивается на румын за то, что они обнаруживают склонность задавать «неуместные вопросы» и проявляют «чрезмерную болтливость». Газета угрожает населению, заявляя, что «неверие в германскую победу будот рассматриваться как предательство».
Газета «Курентул» поместила статью, в которой говорится: «Ни
когда еще нервы человека не подвергались такому жестокому испы
танию. Никогда ещё наши горизонты не были столь мрачны». Газета заявляет, что все это было бы лег
че пережить, если бы, «как во времена Римской империи, не было информации». Ш теперь, сокру
шается газета, «все радиостанции распространяют новости, и населе
ние, слушая их. живет в страхе и ожидании катастрофы. Это прокля
тое ожидание хуже самой тяжёлой бомбардировки. Автор статьи констатирует, что румыны пол влия
нием вестей с Восточного Фронта «терзаются сомнениями. жадно прислушиваются к иностранной пропаганде и совсем ие понимают румынской проблемы». Статья за
канчивается призывом к властям организовать самый строгий надзор за поведением населения.

Гитлеровцы грабят

Рим

НЬЮ-ЙОРК, 20. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс при штабе со: юзников в Северной Африке, гитлеровцы увозят нз Рима в Герма
нию аппаратуру трех радиостанций, а также различное фабрично-заводское оборудование.

Немцы вывозят топливо

из Норвегии

ЛОНДОН, 20. (ТАСС). По сообщению Норвежского информационного бюро, в Норвегии запасено на зиму не больше 45 проц. запланирован
ного количества дров. Этого хватит, даже по установленным низким нормам расходования топлива, толь
ко до января. Главная причина тяжёлого положения с топливом в Норвегии состоит в том, что большая часть заготовленных в Норвегии дров реквизирована гитлеровцами и вывозится в Германию.
Патриотичесяая
подпольная печать
в Бельгии
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). По сведениям бельгийских кругов в Лондо
не, сейчас в Бельгии издаётся 190
нелегальных патриотических газет и журналов; из них 40 выходят регулярно. Бельгийская патриотиче
ская подпольная печать пользуется в стране огромной популярностью н распространяется в большом коли
честве экземпляров. Газета «Либр Бельжик» выходит тиражом в 40 тысяч, газета «Эспуар» — 20 тысяч, «Ванкр» — 10 тыс. экземпляров.

Реализация военного займа

в США

НЬЮ-ЙОРК, 20. (ТАСС). Как передаёт агентство Ассошиэйтед Пресс из Вашингтона, министерство фи
нансов США об’явпло, что третий военный заём реализован с превы
шением на 3.943 млн. долларов.
В общей сложности заем размещен на сумму в 18.943 млн. долларов. Американские банки купили облигаций более чем на 5 млрд, долларов.
Итоги выборов
в новозеландский
парламент
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Рейтер из Веллингтона, согласно окончательным данным об итогах выбо
ров в новозеландский парламент, лейбористы получили 45 мест, националисты — 34 и независимые —
одно место. Лейбористы лишились пяти мест, в то время -как националисты получили новых 9 мест.
Война на Тихом
океане
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Штаб соединенного командования вооруженными си
лами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что на Новой Гвинее, севернее гавани Финша. япон
цы предприняли попытку подбросить на баржах подкрепления своим вой
скам Большая часть этих японских подкреплений была уничтожена огнем
союзников. Войска союзников отбили две японские контратаки севернее гавани Финша.
В районе бухты Оро (Новая Гвинея) японцы пытались произвести налет на суда союзников, однако эта попытка была отражена истребителями авиации союзников, сбившими 24 японских самолета. Вероятно сбито еще шесть са
молетов. Авиация союзников потеряла четыре истребителя.

Польский народ в борьбе с фашизмом

В Концертном зале Центрального Дома Красной Армии вчера состоялся организованный Союзом польских патриотов вечер встречи польских оолдат и офицеров с предста
вителями советской общественности. С докладом на тему «Польский народ в борьбе с германским импери
ализмом» выступила председатель Союза польских патриотов в СССР Ванда Василевская.
Остановившись на истории борьбы польского народа против немец
ких захватчиков, на упорной и планомерно проводимой гитлеров
ской Германией политике порабощения Польши и уничтожения польского народа, тов. Василевская говорит:
— Польский народ умеет защищать свою землю. Вспомните трёх
недельную защиту безоружного, неподготовленного к войне города Варшавы, на который обрушился вооруженный до зубов враг. Вспомните славные дела польских партизан, вот уже четыре года неутомимо борющихся е оккупантами.
Блестящие успехи Красной Армии, нанёсшей врагу сокрушительные по своей мощи удары, воодушевля
ют польских патриотов на борьбу и являются для нас примером то
го, как надо защищать отечество. Мы перенимаем у русских это ис
кусство: польская дивизия имени Тадеуша Костюшко, действующая на советско-германском фронте, недавно получила славное боевое крещение, выполнив боевое зада
ние по форсированию на одном из участков реки Днепр. Это — нача
ло нашей совместной борьбы против фашизма, борьбы за свободную демократическую Польшу. Кровь рус
ских и поляков, пролитая в этой совместной борьбе, — залог вер
ности нашей великой цели — освобождению мира от фашизма.
Участникам торжественного вечера был продемонстрирован доку
ментальный хроникальный фильм, посвященный обучению бойцов 1-й польской дивизии имени Костюшко. В заключение состоялся концерт.
(ТАСС).

Смелая операция ленинградских

партизан

Железнодорожный мост через реку К. немцы охраняли силами большого гарнизона. Вблизи его они оборудовали блиндажи, установили немало пулемётов и орудий.
И все-таки тов. С., командир партизанского отряда, действующего в Ленинградской области, принял решение уничтожить мост.
Перед группой, которой командовал тов. М., командир отряда поста
вил главную задачу — напасть на гарнизон, несший охрану моста, и на расположенный неподалеку раз’- езд, уничтожить гитлеровцев и взо
рвать мост. Три другие группы должны были выполнять вспомога
тельные операции и обеспечить успех первой группы.
Операцию решено было провести
ночью. В сумерки группы скрытно
Пленные из-за Днепра. Форсировав Днепр севернее Киева, Н-ское соединение ведет бои на правом берегу реки, окружая и уничтожая немецкие подразделения. На снимке: окружённые и взятые в плен немцы направляются к переправе. Фото К. ЛИШКО (ТАСС).
от противника заняли исходные позиции. По сигналу командира партизаны начали действовать.
Бросок был стремительным и дерзким Гитлеровцы опомнились только тогда, когда партизаны группы тов. М. оказались в непосредственной близости к мосту. Застрочили пулемёты немцев, полете
ли снаряды, но было уже поздно. Партизаны с возгласами: «За Роди
ну!», «За Сталина!» ринулись на врага, заставили замолкнуть вражеские пулемёты, гранатами разогна
ли расчёты вражеских пушек. Но когда народные мстители были уже на насыпи, они вдруг увидели, что через мост к раз’езду идет немец
кий эшелон. Не растерявшись, командир группы приказал;
— Подорвать путь, задержать поезд!
Почти перед самым паровозом раздался взрыв. Эшелон остановил
ся, и тут же в окна и двери вагонов полетели гранаты. Все немцы были перебиты
Пока одна часть партизанской группы расправлялась с поездом, другая уничтожила посты, а подрывники искусно заложили взрывчатку.
Когда был подан сигнал к отходу, послышался сильный взрыв. Мост рухнул, и обломки его пошли на дно реки.
Блестяще выполнив операцию, партизаны прервали движение на важной железной дороге. Кроме железнодорожного моста, они взорва
ли еще три моста ва шоссейных дорогах, на большом протяжении порвали линию связи, истребили немало гитлеровцев.
Майор В. Дугин,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Признания румынских газет

Телеграммы из-за границы