РИМСКИИ ЦИРК

Нигде и никогда любовь к праздникам не переходила в такую безудержную страсть, как в Риме во времена его упадка. Римляне праздновали 165 дней в году, целые состояния прожига
лись в два-три часа для развлечения толпы. И нигде и никогда развлечения не были такой
поддержкой власти, как в Риме. Комедиант Пилад сказал однажды императору Августу:
«Только тебе выгодно, Цезарь, поддерживать интерес народа к нам». Он мог бы уточнить свою
мысль: «Когда римляне развлекаются, им некогда критиковать императора и вспоминать о правах
свободных граждан. Уметь развлекать их — секрет твоей популярности».
Август и его преемники, чтобы процарствовать спокойно, находили все новые и новые забавы для своих подданных. «Народу нужны только две вещи — зрелища и хлеб». Самым любимым зрелищем была кровавая, смертная борьба гладиаторов в цирках — амфитеатрах.
Устройство римского амфитеатра известно нам до мельчайших деталей, благодаря блестяще сохранившимся развалинам Колизея и аренам Помпеи и Ним. Амфитеатр имел форму эллипса, окруженного поднимающимися лестницей сту
пеньками для зрителей. На высоких мачтах натягивались от одного конца здания к другому завесы, предохранявшие зрителей от лучей солнца. Первые ряды устраивались значительно выше арены и отделялись от нее каменной, полированной стеной, предохранявшей зрителей от воз
можных нападений диких зверей. Со всех сторон амфитеатра были устроены входные двери, вра
щавшиеся на грандиозных осях. Сложная система корридоров и лестниц позволяла толпе передви
гаться из одного конца цирка в другой. Короче — амфитеатр послужил прототипом сегодняшним зданиям цирков.
В подвалах устраивались помещения для декораций, для машин, для клеток с дикими зверями, подававшимися на блоках по трапам во время представления на арену. Эти постройки достигали иногда грандиозных размеров: в Коли
зее длина арены — 76 метров и ярусы могли вмещать до 50.000 зрителей.
Древние Поддубные и черные маски
Амфитеатр был владением гладиаторов, своеобразных солдат низшего ранга, ремесло которых состояло в том, чтобы бороться перед публикой,
убивать, или быть убитыми. И не только рабы, приговоренные к смерти и каторжники
занимались этим. Нет, множество свободных людей становились гладиаторами от потери вкуса к жизни, от бедности, от больной жажды популярности. Существовали специальные школы гладиаторов. Блестящее представление о такой школе дает одно из раскопанных зданий Помпеи, сосед
нее с цирком. Это — большой двор, окруженный портиком для экзерсисов. В этом дворе построены узкие келии-конуры — жилища гладиаторов. В од
ной из таких келиек найдено четыре скорченные скелета, лежащие рядом с орудиями пытки. Жизнь учеников этой школы была горькой смесью жестоких наказаний и истомляющей учебы. За малейшую провинность их избивали бичами и клеймили раскаленным железом, но вместе с тем
их откармливали самой изысканной пищей — гладиатор обязан был иметь хорошую мускулатуру. Рабы массировали их тела и специальные врачи заставляли бесследно исчезнуть рубцы и шрамы от ранений.
Ave caesar
О дне начала представлений объявляли за неделю. Писали деревянные плакаты и выставляли их на перекрестках, рисовали и писали объявления на белых стенах домов, на памятниках, даже на мраморе гробниц.
«Труппа Светиуса Цертуса, Эдила Даст представление в Помпее, В начале июня.
Состязания и охота.
Феликс будет бороться с медведями. Над амфитеатром протянут завесы».
Улицы еще накануне представления наполняются приезжими из деревень и соседних горо
дов. Люди всех возрастов и профессий толпятся у амфитеатра. Те, кто не имеет своей постоянной ложи, или скамьи — кто не принадлежит ни к касте
жрецов, ни к должностным лицам,
ни к какой-нибудь корпорации,— вынуждены доставать билеты у
входа, у сторожей, если они не предпочтут для экономии времени купить их у перекупщиков (славные предки тех предприимчивых
граждан, которые осаждают у входа в I Московский Госцирк: «Я вам продал два места в первом ряду»). Потом, каждый устре
мляется в галлерею, сливается с пестрой толпой и не всегда до
статочно двух великанов - рабов для того, чтобы попасть с неотдавленными ногами на свое место.
В это же время подъезжают и гладиаторы. Их привозят на блестящих, украшенных цветами: и золотом колесницах. Народ встречает их восторженными при
ветствиями, выкрикивает их имена, восхваляет их пышную одежду.