ГЕРОИ ВЧЕРАШНЕГО ЦИРКА

ИЗ ЗАПИСОК СТАРОГО ЦИРКОВОГО АРТИСТА
В какой-нибудь город — приезжает «знаменитый» конный цирк. Лошадки плохо дрессированы и их немного. На конюшне лошадей 25, а цирковых только 8; все же другие — взятые на прокат за кормежку и за билет хозяину в цирке. Пред
положим, что такой цирк стоит в Воронеже, стоит долго, месяца два, нового ничего, дела скверные. Что делать, — надо достать разрешение на бесплатные подарки.
Его Высокородию Господину Полицмейстеру
От директора цирка
Прошение.
Находясь о безвыходном положении и не имея возможности прокормить лошадей, не говоря уже о приезде в другой город, а также и уплаты жалованья артистам, при моем большом составе труп
пы, я директор цирка совместно с труппой просим Вашего разрешения на бесплатные подарки всего на 15 дней, чем Вы Высокоблагородие дадите воз
можность мне и моей труппе переехать в другой город Директор цирка такой-то.
Но это прошение только предлог, чтобы было «по закону». На самом деле полицмейстер знал о прошении, и от управляющего давно получил приличную взятку.
Теперь о том, как раздавались бесплатные подарки. На афише крупным шрифтом печатается: «главный подарок 50 руб. деньгами», и кроме этого ряд «ценных» вещей: тарелок, чашек, чайников, сахарниц, стаканов, какой-нибудь старый, но не
много починенный комод, туалет зеркальный (тоже починенный) и т. д. Вся эта рухлядь, стоит рубле 50.
Конечно публика прет, каждый торопиться скорей купить выигрышную контромарку. Никто не интересуется артистами, все внимание сосредоточено на подарках и 50 руб. деньгами.
Наконец выносят стол, на котором уставлены подарки, немного поодаль ставится урна с билетами. Затем приглашается из публики два человека, чтобы вынимать билеты. Приглашенные не
имеют права разворачивать вынутый ими билет «во избежание мошенничества», и должны подать бумажку с выигрышами самому директору цирка,
который не доверяя никому — сам раскрывает и выкрикивает номер.
Секрет был очень прост. Директор давал комунибудь из своей семьи билет на галлерею и контромарку на бесплатный выигрыш. Вот этот-то номер и должен выиграть 50 руб.
Объявляется последний подарок: 50 руб деньгами. Публика волнуется и кричит: «Мешай, мешай лучше!».
Наконец вынимают билетики и подают директору, который внимательно разворачивает бумажку и выкрикивает тот номер, какой ему нужен.
В это время с галлереи раздается голос бедно одетой старушки: — «Мой! Мой!». Вся публика смотрит на старушку-счастливицу, которая подхо
дит, показывает свою контромарку дежурному надзирателю и получает 50 рублей.
В кучку брошенных уже выигравших мелочь билетов бросается и тот, который был подан на выигрыш в 50 руб. Но публика может попросить показать данный директору из урны билет. Для этого у директора в руке есть приготовленный би
лет с номером, бывшим у родственницы, а по тому, который вытащен из урны, давали пятикопеечную дудочку или полфунта карамели.

ВЧЕРА И

Почти как правило — директора не доплачивали подрядчикам. Иногда проделывали и трюки почище. Например, директор М. Злобин имел громадное количество ковров..
Цирк стоит, предположим, в Козлове. Злобин едет в Москву и в каком-нибудь большом магазине покупает для своего цирка штук 20 или 30 коров разной величины, дорожек ковровых и разной шерстяной материи. Отобрав все, что ему нужно, просит позвать хозяина магазина.
Надо сказать, что для этого случая директор пускал в ход свою бутафорию: кольца с камнями под бриллиант, золотую цепь со множеством брел
ков и т. д. Кроме того у него в кармане обычно была программа из несуществующих артистов (только знаменитых) и лошадей (не меньше 40 шт.) Эту программу он, как будто случайно, вынимал из кармана так, чтобы хозяин и приказчик непременно увидели ее.
Злобин просил купца отправить ковры багажем в Козлов, а багажную квитанцию переслать на имя Злобина по почте. Конечно купец согла
шался. Тогда Злобин просил не отказать еще в одной просьбе: «Я вам привезу один небольшой ящик, там у меня золотые и серебрянные вещи. Отправьте все в одном месте».
Купец ничего не подозревая пакует все в одно место и по уговору со Злобиным в этот же день отправляется вместе с покупателем.
Когда поезд приходит в Козлов, Злобин, заявляет старшему багажному, что он утерял багажную квитанцию. Багажный и весь станционный персонал знают директора, потому что он всех пропускал бесплатно в цирк.
Багажный говорит Злобину, что нужно оформить заявление.
Директора приглашали в жандармскую для составления описи багажа. В жандармской Зло
бин показывал что у него находится в багаже, какие вещи и сколько. Когда опись бывала готова,
жандарм приступал к осмотру багажа при двух понятых, которые и подписывались в том, что все вещи, указанные в описи или протоколе, были налицо и Злобин без труда получал багаж.
Как только купец представлял копию багажной квитанции, его сейчас-же в жандармскую на допрос, где он должен указать какие вещи были в ба
гаже. Конечно, купец указывал только на те вещи, которые он продал Злобину. Что же касается ве
щей данных ему Злобиным, то он мог сказать только то, что ему сказал Злобин, т.-е. что в ящике золотые и серебрянные вещи. На самом деле там оказывались нитки и шпагат для починки брезентовой крыши. По прежним законам купец оказывался аферистом. Чтобы избавиться от воло
киты, протокола, ареста и суда — приходилось еще приплачивать жандарму красненьких две.
После революции Злобин удрал в Константинополь, где у него по слухам не то шантан, не то притон разврата. Ф. Хомутов.