ЗА КУЛЬТУРНОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ

РЯБОЧЕГО ЗРИТЕЛЯ

(Беседа с инструктором по художественной работе МГСПС тов. Алексеевым, С. П.).
Что заставило вопрос о приближении театра к запросам широкого рабочего зрителя поставить по линии МГСПС? С одной стороны, необыкновенная популярность, которую имеют театры в рабочей среде, с другой, те требования, которые предъявляет к театру рабочая общественность, указывающая на недоступность театра рядовому рабо
чему зрителю. Исходя из этого, культотдел МГСПС, исходя из решений АПО ЦК ВКП(б.) в обсужде
нии вопросов, касающихся приближения театра к рабочему зрителю, главным образом, обратил внимание, на выезд станционарных театров в рабочие клубы, на льготную полосу, на организа
цию целевых спектаклей. По линии выездных спектаклей мы стараемся точно выявить емкость рынка и спроса клубов на спектакли централь
ных театров, выяснить материальную базу клубов (в оплате этих спектаклей), точно определить, что делается или что будет делаться театрами для переброски спектаклей в районы.
Выяснилось, что многие театры, выделяя билеты в льготную полосу, ссылаясь на высокий средний процент льготной полосы по своему театру, дают билеты на неходовые спектакли. На спектакли
же, вызывающие наибольший интерес у рабочего зрителя, они или совсем не дают билетов, или выдают их в самом минимальном количестве.
Так, напр., Центр. Театральн. Кассе от МХАТ-а на «Бронепоезд» в течение ноября и декабря месяца было предоставлено незначительное коли
чество билетов, не на каждый спектакль и притом по дорогой расценке (первые ряды партера). Мы считаем необходимым решительно бороться с этим явлением, а также протестовать против при
нудительного ассортимента. Что касается целевых спектаклей, большое количество которых захватило целый ряд «благотворительных» организаций вроде «Охматмлада», то следует напомнить, что спек
такли, предназначенные для рабочих, не должны продаваться выше кассовых расценок, причем
иллюстрацией того, что наши требования не черезмерны, может служить опыт театра им. МГСПС, запродавшего свои спектакли с громадной скидкой профсоюзным организациям до марта месяца. Форма целевых спектаклей для нас наиболее удобна в смысле культурного обслужи
вания рабочих масс в условиях коллективного посещения театра. Но необходимо также и теат
рам широко развить работу в этой области, сни
зить цены на билеты и на все 100% обслужить рабочего зрителя. Со своей стороны, президиум МГСПС, одобрив мероприятия культотдела, поднял вопрос в высшихорганах о лишении орга
низаций права распространения билетов по лотерейным карточкам (как скрытой форме спекуляции билетами, тяжесть которой ложится на
рабочего) и права покупки целевых спектаклей из коммерческого расчета, лишающих рабочих возможности посещения театра.
Организуя рабочие Концерты в Доме Союзов и в крупнейших рабочих клубах, мы пытаемся упорядочить жажду в худож. и музыкальном просвещении, наблюдаемую у рабочих, и удовлет
ворить растущие культурные потребности. Для того, чтобы предоставить возможность попасть на концерт низовому рабочему от станка, мы отка
зались от разверстки билетов по всем союзам, ограничиваясь 2 — 3 союзами, с тем расчетом, чтобы в «очередь» можно было в ближайшие не
сколько месяцев обслужить рабочих всех союзов. Это дает право большему количеству рабочих данного предприятия присутствовать на концерте. Доступность концертов (от 15 до 50 к.) тяжело не отражается на бюджете зрителя, и если опыт организации подобного рода концертов будет удачен, то мы не замедлим ввести цикловые концерты и абонементную систему, что еще бли
же приблизить концерты к рабочему зрителю и слушателю.

ГОЛОС ЧИТАТЕЛЯ

Нужны популярные брошюры.

Р

абочему зрителю, попавшему в театр на оперу или балет, подчас бывает трудно разобраться в содержании постановки. Было бы очень желательно, чтобы Теа-издательство выпу
стило в свет маленькие брошюрки или листки, посвященные данной опере или балету — его истории, содержанию и музыке. Они помогли бы в большой мере повысить театральную грамот
ность рабочего зрителя. Написанные доступным языком с доступной (благодаря возможности боль
шого тиража) ценой — они безусловно будут иметь успех и принесут рабочему зрителю немалую пользу.
славцев допускает некоторую неточность, которая существенно меняет дело.
В своем докладе о путях Оперной Студии, отчет о котором дан в № 13 «Современного Театра», К. С. Станиславский высказывает лишь ту мысль,
что «в материальном отношении оперное дело требует репертуара из таких опер, как «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Майская ночь», т.-е. из опер, хорошо известных публике».
Давая весьма индивидуальную оценку постановкам Студии, гр. Вышеславцев забывает также ту цель, ради которой Студия была создана и которую она с успехом осуществляет, — именно —
повышение музыкальной и сценической культуры оперного актера.
Всем хорошо известно, что проводимая Студией им. Станиславского большая художественная ра
бота нашла самую восторженную оценку на стра
ницах нашей театральной критики и в широких кругах театрального зрителя.
Даже и при наличии в репертуаре опер, хорошо нам известных и даже дублируемых, работа Студии им. Станиславского имеет высокую художествен
ную ценность в деле преодоления старых оперных традиций, что не раз отмечалось театральной критикой.
А. В—ва.
Снова об оперном репертуаре.
Прочитав заметку: «Кто прав?» (№ 2 «Совр. Театр») по вопросу о плановой увязке оперных по
становок, я, как читатель, думаю, что здесь не совсем прав сам автор заметки, гр. Вышеславцев, и что вопрос этот в той плоскости, в какой его рассматривает гр. Вышеславцев, совершенно нецелесообразен .
Излагая мнение К. С. Станиславского отно
сительно репертуара Оперной Студии, гр. Выше