УДАРИТЬ БОЛЬНО ПО РУКАМ

Мы не раз писали о лжеколлективах и частниках. Мы рассказывали о проделках хозяйчиков,
организовавших лжеколлективы и обманывавших и государство и артистов. Мы, наконец, опуб
ликовали целый ряд фамилий авантюристов и
аферистов-частников, мы требовали от местных организаций строгой проверки коллективов, выявления их подлинного лица, изгнания хозяйчи
ков, нашедших новые способы эксплоатации и обмана.
Частник, прикрывавшийся лжеколлективом, не только обходит финансовые органы, — он гра
бит артистов, эксплоатируеет их, он срывает художественную политику, вредит исподтишка.
Последняя статья о таких частниках наконец
достигла цели. С удовлетворением отмечаем, что в Таганроге организована комиссия по проверке сообщенных нами сведений о Яшине, что один из частников уже выявлен, что в Тифлисе комиссия проверила также коллектив Лапиадо. Кстати о последнем. Мы сообщили о нем несколько све
дений, давших нам повод заподозрить—нет ли
и здесь лжеколлектива. Мы не утверждали, что Лапиадо частник. Выписка из ревизии акта кол
лектива заверяет, что наши подозрения были не
основательны. Тем приятнее и для нас узнать, что хоть в данном случае был подлинный коллектив.
Но все же и в присланном нам опровержении есть указания на, мы бы сказали, неправильную оплату шапито: 300 рублей за двухмесячный прокат шапито, стоящего 1000 рублей. Получается годовых сто восемьдесят процентов! А от того, что платило полтавское УЗП, а не трудколлектив, дело не изменяется.
Наша статья вызвала целый ряд откликов артистов, работающих в коллективах.
Печатаем здесь выдержки из двух таких писем:
«От имени артистов коллектива «Труженикпри Севкавказкрайотделе союза Рабис под упра
влением А. Г. Цененко просим редакцию журнала «Цирк и эстрада» описать наше положение Цен
тропосредрабису. Работая в этом коллективе около двух месяцев, мы ни разу не видали, чтобы
к нам заглянул курский союз Рабис, чтобы он хоть немного взглянул на наш коллектив. Под маркой коллектива работает настоящая дирекция. Артиста унижают, как только угодно, артиста заставляют стлать ковры, подметать, заправлять манеж. По приказанию отрука Цененко униформа вся уволена для того, чтобы съэкономить 3 рубля в день и отнести их в Центроспирт. Если же артист отказывается от этого, то наш директор тов.
Цененко говорит: «значит ты не артист, ты не хочешь кушать». Артист боится, чтобы он его не бросил на произвол судьбы, и чтобы получить эти несчастные два рубля, которые даются артисту, члену коллектива, на харчи, он унижает себя.
Цененко не хочет отчитываться перед коллективом, так как он говорит, что я перед вами отчитываться не должен, а я буду отчитываться перед краевым отделом сев. кавказ. союза Рабис.
В Курске сборы доходили до девятисот рублей, но члены коллектива, как получали два рубля, так при этих двух рублях и остались. Когда члены коллектива задали вопрос — где же деньги? ведь мы работаем и видим, что дела всетаки ничего, то тов. Цененко отвечает — это вас не касается, вам дают, вы берите и не рассказывайте.
С членами коллектива никогда не советуются, никакой ревизионной комиссии не существует.
За два месяца пребывания членов в коллективе ни одного общего собрания не проводилось. Но если поставишь полбутылки режиссеру тов. Сту
пину, значит от униформы освобожден. Если Цененко сильно закрутил с барышней, и она ему понравилась, то он перед отъездом берет и выпи
сывает ей бесплатную литеру через союз, вписы
вает в список артистов и получает на совершенно посторонних литера. В настоящее время мы,
члены коллектива и члены союза Рабис, просим
Центропосредрабис заглянуть в это темное дело и положить конец всем мучениям артистов и создать из этого коллектива, т. е., вернее сказать, из этой дирекции, которая существует под маркой коллектива, крепкий и мощный коллектив. В на
стоящее время коллектив переехал в Енакиево— Донбасс —Артамоновского округа».
А вот второе письмо:
«Сами работники виноваты, что они таких подлецов укрывают. Стыдно, товарищи артисты! Неужели мы уж такие беспомощные, что не обой
демся без таких опекунов, как Яшин? Вообще их
много, спекулянтов нашим трудом. Возьмем хотя бы Среднюю Азию. Здесь от Красноводска до Ферганы, Семиречья и т. д. на огромном расстоянии есть много цирков.
Среднеазиатским Центропосредрабисом организовано несколько «коллективов». Приходит туда хозяйчик-собственник шапито и одной или двух кляч, представляет список, а также протокол об
щего собрания, которого никогда не было. Азпосредрабис ставит свою визу, а дальше все идет, как по маслу. Хозяйчик после всего этого нани
мает себе пару артистов узбеков за лепешку и одного барабанщика, и цирк «коллектива» готов. Хозяин едет работать, беря с работников за ша
пито, на его ремонт, за лошадь, за жену, сына и бабушку и в результате хозяйчик в конце лета, имеет в приходе пару тысяч деньгами и несколько лошадей и еще одно шапито. А тот, что работал все лето, на зиму идет на безработный паек союза. Таких хозяйчиков здесь много, и все они именуются коллективами, но они себя так ведут, что Госстрах и Финотдел их хорошо пом
нят. Был например в Намангане в октябре 1929 г. цирк Гамкрелидзе. Мальчик артиста-циклиста Каминского упал и сломал руку. В больнице ее
загипсовали с открытой раной. В результате гангрена. Руку отрезали повыше локтя, и инвалид труда мотается по страхинспекторам. Что же— спрашивают его—вы служили, а ваш хозяин нам не уплатил страховых. Идите к нему и получайте с него. А какая ужасная халтура разви
вается в цирках-коллективах? Вместо оркестра стучит один барабан. Вместо лампы коптит пара факелов, и все остальное в том же духе».
Думаем, что и этих двух писем (имен авторов которых мы по понятным соображениям не опуб
ликовываем) достаточно, чтобы судить, что с коллективами дело у нас обстоит очень серьезно.
Пора поставить вопрос о проверке всех коллективов и о привлечении к ответственности «штем
пелюющих» Посредрабисов, преступно при
крывающих (всегда ли только по наивности?)
частников, срывающих политику государства, отдающих артиста в эксплоатацию хозяйчика.
И. УРАЗОВ