Но в последнее время на большинстве предприятий эстрадные полдни устраиваются в крас
ных уголках. В маленьком уютном помещении между артистами и отдыхающими устанавливаются сразу же теплые, чуть ли не дружеские отноше
ния. В «первых рядах», т. е. — в полу-метре от
артистов усаживаются «секретари». Обычно, это самые молодые и самые веселые ребята цеха. Их бывает 3—4. Они записывают текст исполняемых частушек, чтобы потом распевать их в цеху. Принцип записи близок к ведению стенограмм:
один записывает первую строчку и — начинает вторую, второй записывает вторую строчку и первые слова третьей и т. д. После концерта «стено
грамма» «расшифровывается» и к тому моменту, когда здесь же разгримировывающиеся артисты проходят через присту
пивший к работе цех,
частушки уже выучены на память и несутся вслед уходящим.
Почти все устроители эстрадных полдней предупреждают артистов:
«помните— ваша задача помочь отдыху. Поменьше идеологии, по
больше веселья». Но... эстрадники скребли, чи
стили, обновляли свой репертуар не для того,
чтобы и знать из него идеологию. И, как раньше на эстраду контрабандой протаскивали вся
ческую пошлость, так сегодня «по секрету» от хозяйственника артисты вкрапляют в свой репертуар не только веселое, но и полезное.
Каминка читает Зощенко, чтобы было весело и... рассказ о прогульщиках, который заставляет нетолько смеяться.
Эстрада рабочих полдней еще не имеет опыта. Клуб «Красная Кузница», например, нащупал правильный метод проведения эстрадных полдней. Рабочие предприятий, объединенные этим клубом, встречают эстрадников приветливо, как старых друзей. За 5—7 минут до гудка, зовущего на работу, аудитория начинает волноваться и преду
преждает артистов: «скорей, ребята, еще одну
песню успеете сыграть, а то мы сейчас уйдем. Да вы приходите к нам почаще».
На химических складах «(объединение клуба «Пролетарий») артистам приходилось выступать в столовой, на столе. Г ремят тарелки, рабочие спе
шат есть, аудитория не подготовлена к концерту, обстановка дружественной интимности между ар
тистами и рабочими не создана. Слушатели не принимают, просто— не слушают артистов. Кон
церт не помешал, но и не помог отдыху. В недо
строенном, холодном цехе на АМО стоит всего несколько скамеек. Большинство слушателей вы
нуждено либо стоять, либо сесть прямо на пол, либо— не быть слушателями и уйти из цеха. «Отдых» формально может считаться организованным, на деле же он не дает той бодрости, настоящей зарядки веселья, какой достигает администрация «Красной Кузницы». Эстрадники жа
луются: «если бы завклубами предупреждали нас за несколько дней о наших выступлениях, мы могли бы приехать на завод, узнать злобу его дня, посмотреть, чем интересуется рабочий этого производства и, учтя все это, внести в свой репертуар хотя бы два—три куплета таких, ка
кие могли бы взволновать рабочего, показаться ему особенно близкими. Мы же даже не знаем— где мы будем выступать сегодня: на Рускабеле, или в военных складах».
Устройство рабочих полдней требует от заведующих клубами самого активного обмена опытом, обмена, при котором хозяйственники
Окончание см. на стр. -16-
Смотрят эстраду в перерыве на заводе «Пролетарий» Фото Б. Косырева
«Секретари
так же, как и на улице, «но,—говорят артисты,—не всегда же цех будет недостроенным, да и до теп
лых дней осталось каких-нибудь пять месяцев, яотерпим».
Клуб «Пролетарий», объединяющий 3—4 крупных производства и несколько малых, перебра
сывает артистов ежедневно в новые места. Куда? Заранее администрация клуба зачастую и сама не знает. Поэтому эстрадникам предлагается приходить пораньше и ждать, пока где-нибудь, в каком-нибудь цехе можно будет устроить подобие эстрады. На трубы настилают доски. Ча
стушечникам приходится быть и эквилибристами: доски, будто рассорившись, разъежаются в сто
роны, коварно вскидывают один из своих концов вверх, или — покорно пригибаются к земле. Со всех сторон, покрывая немощные тренькающие балалайки и веселые гармошки, гудят, стучат, жужжат машины. Артисты напрягают голоса, стараются перекричать сталь, железо, чугун.
«Ничего—это все-таки легче, чем заглушать звон стаканов и хлопанье пивных пробок!»
Скорее, а то начинаем работу