ЖЕНЩИНА-ЭСТРАДНИЦА

Мексиканцы 3 Кодона, делающие тройное сальто. Мы видели их в кино, в «Варьете», где Лало (слева) заменял под куполом Яннингса, Альфреде летал под гримом Уорвика Уорда и Клара выступала
в парике Лии де Путти.
До революции лишенная всяких гражданских и обще-человеческих прав, брошенная в шантан, эстрадница почти всегда оканчивала свой жизнен
ный путь на улице в страшной нищете. С первых же шагов ее карьеры, хозяева шантанов, посети
тели и окружающая среда толкали женщинуэстрадницу на путь проституции. Устоявших и удержавшихся от этой дороги за целое десятилетие можно было считать единицами.
Для того, чтобы стать эстрадницей, тогда треовалось немного.
Революция вырвала эстрадницу из цепких рук шантанного хозяина, раскрепостила ее, дала ей права и освободила от окружения кабака.
Сегодня состав эстрадниц иной. Эстрадница получила квалификацию, она стала артисткой, она имеет определенные трудовые нормы, ее не могут заставить выступать больше двух раз в вечер, она имеет право на двух-месячный отпуск по беременности, на пособие из страх-кассы в случае болезни, на общественную защиту в слу
чае проявления к ней оскорбительного отношения (к сожалению, иногда имеющему место и по настоящее время) кабацкой аудитории.
Сейчас по московскому Горкому эстрады из общего количества 499 человек эстрадников зарегистрировано 219 женщин. До 250 человек эстрадниц зарегистрировано в горкоме хоров и ансамблей.
Культурный и общественно-политический уровень большинства женщин - эстрадниц — ниже среднего. Правда, здесь в дополнение (семья, дом, кухня) играют роль и профессиональные особенности — ежедневная толкотня в Посредрабисе, поиски работы и т. д. Общественная ра
бота среди эстрадниц сейчас ведется очень слабо. Нет помещения, недостаток средств и тяжелое материальное положение эстрадниц тормозит в известной мере активность работы.
В прошлом работа велась значительно интенсивнее. Крепкий женактив из 30 человек (особо активно себя проявили Арди, Антек, Гущенкова, Орлова, Лаписова, Дубянская, Филицина, Квитницкая, Арнозова и др.) сумел хорошо охватить и объединить женщин-эстрадниц. Женактив впер
вые поднял вопрос о коллективном воспитании детей эстрадников и организовал пионерский отряд. Сейчас этот отряд соединен с отрядом ЦД рабиса и считается одним из самых образцовых пионерских отрядов в Москве.
За время существования трех политических кружков (2 — политграмоты и 1 — марксистский) в них получило политическое воспитание свыше 30 эстрадниц.
Среди цеховых делегатов Горкома эстрады женщины занимают весьма значительный процент. Делегатки Некрасовы, Дарская, Плещеева, Королева, Неволина, Атарова, Зулейка и Гемпель
проявили большую активность в течение своей многолетней работы.
В прошлом году женактив, сорганизовав передовых женщин-эстрадниц, наладил периоди
ческие (2 раза в неделю) выезды в больницы и к слепым для чтения газет и журналов. Женактиву,
имеющему свою санкойку, удалось организовать постоянное дежурство у этой койки женщинэстрадниц. Эстрадницы охотно идут на общественную работу.
Силами женского актива удалось организовать кружок ликвидации неграмотности.
Женщины-активистки тратят на общественную работу в среднем 5—8 часов в день. Активистки
жалуются, что общественная работа отражается на количестве путевок на работу. Активистки почти весь день проводят в Горкоме и в беготне по разным учреждениям, забежать в Посредрабис времени не остается.
Женактив жалуется, что женщины-одиночки не получают никаких привилегий в смысле полу
чения количества работы. По другим специаль
ностям женщины одиночки находятся в значительно лучшем положении.
Женактив с удовлетворением отмечает, что почти все имевшие место нездоровые бытовые явления (разговор с посетителями пивных, сидение за столиками, подарки и т. д.) почти совершенно изжиты.