ЗАКОУЛКИ ЭСТРАДЫ
„Директивы совещания проводятся в жизнь“.
Директивы совещаний в Главреперткоме, по вопросу оздоровления эстрады, постепенно про
водятся в жизнь. Количество эстрадных площадок в пивных идет на убыль. Вместе с сокращением количества, Моссельпром повел активную борьбу за «повышение качества» преподносимых пивной аудитории развлечений. Заново отремонтировав и украсив китайскими фонариками и сладенькой живописью две пивных («Арбатский подвал» и «Пальма»), Моссельпром поставил в них развлечения «на должную ногу». Совсем по-европейски. До 12 ночи, как полагается, выступают танцоры, певицы популярных здесь произведений Покраса, Прозоровского, Кручинина и проч., примитивные фокусники и «авторы-юмористы», увеселяющие свою аудиторию куплетами такого качества:
«Мамочки и дамочки
Едут на курорт,
А с курорта возвращаясь,
Делают а.... Как бы вы думали: что они делают?
Усладив аудиторию перлами подобного качества, «автор-юморист» заканчивает песнопения характерным для обстановки пивной куплетом:
«Я куплеты вам пропел, Вылез весь из кожи,
Аплодируйте, друзья, Только не по роже».
К 11 часам эстрадная программа заканчивается, и на подмостки выходит совсем «европеизированный» джаз-банд. Под звуки «моднейших«Аллилуйя» и «Забыть нельзя» изрядно подвы
пившая публика начинает откалывать фокстротт— и чарльстон между столиками. Совсем, как в Европе. Так и рекламируется в газетах и журналах: «осетрина америкэн», «лучший шашлык из кара
чаевского барашка», «Фокстротт и чарльстон до 4-х утра».
„Бомбы и картечи умной-глупой речи“.
В провинции еще не дошли до европейских высот. Там пробавляются пока что отечественными «бомбами и картечью». Вот — афиша провинциального гастролера И. Высоцкого. «Популяр
ный и интересный и известный король московских шутов И. Высоцкий выбрасывает аудитории бомбы и картечи умной-глупой речи, шум и треск, всем на забаву, подарок веселому нраву, лучшее средство от зевоты, смешные анекдоты, поучительные стихи и остроты и шутки и прибаутки,
развеселые минутки, занимательные пустяки, уколы и щелчки, разного рода куплеты, писали их лучшие поэты и сочинители, послушать не хотите ли? Всем на забаву, каждому придется по нраву. Прослушая, почувствуете отраду и будете смеяться до упаду. Сочинялось королем-шутом, комиком, актером, чтецом и остряком под редакцией всех знаменитостей».
Столь патетический текст рекламы, конечно, не проходил никакого лита и отпечатан домаш
ним способом. Афишу украшают изображения
«короля шутов» Высоцкого, в регалиях, лентах и орденах самых причудливых государств и обществ. «Развеселые минутки» оказываются очень давнего происхождения. После длиннейшего монолога, посвященного расцвету нэпа, автомобилям, ресто
ранам и т. д., В-ий поет «гвоздь программы», — куплеты, посвященные «самым очаровательным и симпатичным цветам в жизни — милым женщинам». Высоцкий под мотив «Ночных развлечений» советует мужской половине:
«...Чтоб блондинку взять, Надо твердо знать,
Что холодна эта масть, Ты ее ласкать,
А она начнет —
На стене клопа искать». «Чтоб брюнетку взять, Тоже нужно знать,
Что кипучие в ней страсти... Люблю я женщин рыжих, Коварных и бесстыжих.
Их лишь только тронь —
Воспламенятся, как огонь... Эх, рыжая бабенка, Игривее котенка»...
Подобного рода «игривый» репертуар занимает и остальную половину вечера. В промежутках для того, чтобы затянуть время, выступает певица, поющая «чувствительные», романсы:
«Когда умру, — когда скончаюсь, На кладбище ко мне приди...
От «замогильности» и игривости репертуара публике становится тошно. И немудрено, что во многих провинциальных отделениях милиции
хранятся протоколы на тему «избиения артистов гражданами из публики».
Сейчас идет переквалификация, и право устраивать собственные концерты будет предоставлено немногим. В Москве это будет проведено в жизнь. Надо проследить, чтобы и в провинции концерты подобно этому не разрешались.
В цирках рядом работают представители десятков национальностей. Цирк по существу своему интернационален. Часто в одной труппе артисты принадлежат к нескольним национальностям, цирковые семьи иногда не могут точно сказать, какова же их национальность. В силу этого цирк до сих пор не знал антисемитизма. Как ни в какой другой области—товарищеское отношение является здесь предпосылкой самой возможности работы.
Тем более неожиданно проявление антисемитизма среди цирковых артистов.
Недавно в харьковском госцирке местком рассматривал вопрос об антисемитской выходке артиста Чаплина, направленной против другого артиста. В виду раскаяния Чаплина и осознания своей вины, местком ограничился объявлением недельного бойкота Чаплину.
Мы считаем, что нужно в корне пресекать всякое проявление национальной розни. Антисемитизм — орудие борьбы не могущей выступить открыто контрреволюции. Надо в зародыше уничтожить самую возможность проявления антисемитских выходок. В том же харьковском цирке антисемитские настроения есть и в оркестре (оркестрант Гладков).
Бойкот Чаплину должен стать последним предупреждением. Антисемитам не место в трудовой семье.