ВИЛЛЬЯМ ТРУЦЦИ

К 30-летию
цирковой работы
Глава из истории «фрнцузского цирка.
Цирковая фамилия Франкони-Труцци насчитывает почти 150 лет артистической работы. Ее родоначальником был итальянец Антонио Франкони, эта новая звезда парижского цирка, которому после дуэли с сыном венецианского дожа пришлось бежать во Францию. Дуэль про
исходила в страстную пятницу, день, когда дуэли были запрещены. Сын дожа был убит, и вене
цианцу Антонио пришлось стать французом. Антонио Франкони бежал вместе со своей собакой, которую он дрессировал для развлечения. Первые выступления этих артистов состоялись на постоя
лых дворах. В 1793 году, снял цирк Астлея, который открылся 21 марта. Он пользовался большим успехом во время революции. Цирк и «вокзалы якобинцев» были демократическим зрелищем революции.
Франкони первый ставил пантомимы. Заслуга Франкони заключалось в том, что он сумел почувствовать требования нового, революционного общества.
Сценарным формам пантомимы более всего отвечают романтические, революционные и герои
ческие сюжеты. Франкони в своих постановках пантомимы использовал все эти возможности.
Но для пантомимы был нужен манеж, который позволял бы ставить эти театрализованные поста
новки. Поэтому был приобретен новый цирк Франкони, возле старого Капуцинского монастыря.
Сыновья Антонио Франкони в 1807 году построили еще более обширное здание цирка. Его открыли под именем «Цирк олимпик». Это имя сохранилось до нашей эпохи.
Франкони-Труцци
Александр Франкони, сын Анри — внук венецианского эмигранта, возвратился в Италию. Его имя стало первым именем итальянской ветви Франкони. Цирк, носящий его имя, был открыт им в Милане в 1860 году.
После его смерти в 1866 г., его жена Луиза Бузани, бабушка Вилльяма, выходит замуж за Максимилиано Труцци. К фамилии «Франкониприбавляется «Труцци». Цирковая семья — арти
стическая труппа — кочует свыше 20 лет по Италии. В Кремоне получается первое пригла
шение из России от антрепренера Альберта Соломонского, которому принадлежал цирк в Одессе. Едет вся семья: Максимилиано Труцци с женой и с сыном Энрико, Рудольфо, Жижетто (отец Вилльяма), Эстерина Франкони, Заира Бузани
и... пять лошадей: более чем скромная цифра. В репертуаре труппы: икарийские игры, воль
тиж, езда без седла и целые мимические сцены на лошади, очаровательным мастером которых был Максимилиано Труцци.
В 1880 году семейство Труцци «торжественно» въезжает в Россию. С тех пор — Труцци русские артисты. Они уже навсегда в России.
После Одессы едут в Ригу с тем же Соломонским. 20-го октября 1880 года открывается в Москве на Цветном бульваре постоянный цирк Альберта Соломонского (теперешний первый Госцирк).
Труцци участвовали в открытии.
1-го марта 1881 года полицейский пристав, войдя во время представения на манеж, объ
явил публике, что спектакль прекращается. И «прекратился» этот спектакль на 40 дней.
Семейство Труцци было обречено на голод. За этот период, на летний сезон Труцци получили два предложения: одно от Соломонского, другое от некоего Вербловского. Максимилиано Труцци променял контракт Соло
монского на неизвестное будущее с неведомым ему Вербловским.
В 1881 году на пасхе открылся цирк, субсидируемый Вербловским. Неудача была полная. Шли дожди. Цирк прогорел. После Витебска — Смоленск. В Смоленске на смену Вербловскому приходит трактирщик Фюрер, страстный любитель цирка. Он закрывает трактир и становится импрес
сарио семейства Труцци. Под руководством Фюрера цирк объезжают города Орел, Елец, Курск, Могилев на Днепре.
Переезжали возможно экономнее. Из Могилева ехали на барже, которую тащил буксир со всем багажем и лошадьми. Волной встречного парохода был смыт с кормы баржи Максимилиано Труцци. Бросившийся на помощь русский клоун Феликс вытащил его за шиворот.
Позже Фюрер бросил Труцци. Семейство
осталось в чужой стране, предоставленное самому