себе. Чтобы иметь приблизительное представление о «турнэ» этой труппы, надо было взять карту тогдаш
ней России, найти любой городской кружок без всякой системы, и ехать туда по железной дороге, по шоссе или по воде.
Из Екатеринбурга итальянцы Труцци ехали при 40-градусном морозе на Ирбитскую ярмарку 250 верст на лошадях, и, как ни странно, остались живы.
В 1884 году в Казани Жижетто Труцци женился на наезднице Александе Перес — матери Вилльяма. Отец ее и родственники были против этого
брака. Александра Перес просто убежала из цирка во время пантомимы. За городом ее ждал жених. Венча
лись в сельской церкви. Она—в турецком костюме. В этой свадьбе
принимал самое деятельное участие Анатолий Дуров, большой любитель таких приключений.
Дальше опять скитания: Пенза, Самара, Кременчуг, Кронштадт.
В 1889 году в Полтаве родился Вильям Жижеттович Труцци.
Артистический путь.
Когда биографы добросовестно
пишут, что уже в первые годы своей артистической карьеры Вилльям Труцци выводит четверку серых лошадей, дрессированных для «высшей шко
лы»—они и говорят правду, но они плохо помнят. Правда, уже в 1906 году семнадцатилетний Вилль
ямс показывает свой первый номер дрессировки для «высшей школы», поставленный под руководством Ольги Гверры, большой артистки и наслед
ницы большого артистического имени наездников Гверра, но за год до этого следует падение с ло
шади, которое стоило вывиха связок, полутора лет лечения, и отказа от карьеры наездника.
А на шесть лет раньше, в 1900 году, на одиннадцатом году жизни. Вилли Труцци после первых дебютов в Тифлисе, в джигитовке на пони, в цирке Максимилиано Труцци, первый раз падает с лошади с переломом руки.
И вот один из биографов сочиняет, что уже мальчиком Вилли Труцци чувствовал неудержи
мую страсть к карьере наездника. И, опять— неправда. До 1904 года Вилли Труцци был известен под именем «лимонадного жокея», которому прыг
нуть на лошадь без трамплина стоит невероятных трудов, и удается очень редко. Может быть тому виною еще и то обстоятельство, что при поездке цирка Максимилиано Труцци в Румынию, в начале 1900 годов, Вилли Труцци заставляют участвовать в номере «тройной жокей», в котором его первый учитель итальянец Анджело Орегости и жокей Дубский играют роль кавалеров, а Вилли до
стается только роль маркизы из пасторали. Вилльям Труцци рассказывал, что ощущение кринолина долго еще связывало его, долго заста
вляло прыгать на седле не по-мужски, долго заставляло искать трамплина для того, чтобы быть на лошади. Прыгал на лошадь с трамплина, с боковой веревкой. Сколько раз попал на лошадь, сколько раз — мимо, сколько раз головой о барьер — этого никто не считал. И только,
когда в смоленский сезон 1904—1905 гг. цирк приглашает конкурента Вилльяма наездника Дубского — лимонадный жокей «поймал свой темп».
Нет розы без шипов, нет дрессировщика высшей школы без прерванной карьеры наездника,
и через два года падение с лошади и вывих ноги заставляют Вилльяма Труцци отказаться от работы наездника. С тех пор Труцци только дрессировщик.
С четырнадцати лет Вилльям помогает отцу Жижетто, которому принадлежит конюшня в 72 лошади, сначала чернорабочим, потом штал
мейстером, и наконец, главным берейтером. Во время отъезда отца в Ригу, когда семья оста
валась служить у А. Соломонского, Вилльям уже делает с лошадьми самостоятельный номер. Выхо
дил он и с 6-ю лошадьми, работал и с двумя пони.
Постепенно учился и в «высшей школе». Когда цирк Жижетто Труцци был в Одессе, Жижетто был законтрактован номер укротителя Филадельфо, с четырьмя слонами. После двухмесячной работы дрессировщик уехал по каким-то семейным делам на родину, и слоны были куплены Жижетто Труцци в собственность. При них остался только немецстарик, сторож, довольно индифферентно относив
шийся к своим обязанностям. Тут Вилльям полу
чил лестное предложение от отца — «попробовать со слонами».
У этих милых и добродушных животных — положительная черта: помимо их ума, это необычайная солидарность и дружба между собой.
Может показаться анекдотом, что каждую ночь, когда слоны отдыхают, один из них — дежурит, не смыкая глаз, прислушиваясь к малейшему шороху и трубя хоботом об опасности.
Привычка быть осторожным, приобретенная на родине, не покидает их и в культурных центрах. «Попробовал со слонами» впервые Труцци, при погрузке их на пароход в Одессе, откуда цирк должен был отправляться в Николаев. Слонов
заковали в две пары, и одна пара категорически отказалась плыть без другой.
Старик, великан Цейлон бросился с парохода на пристань, и окровавленный отправился по главным улицам Одессы в помещение цирка. Желающих остановить его не находилось. Будучи Постройка парохода для пантомимы ,,Гуляй-Поле“
Рис. Б. Розенблит