чем-то раздраженным, Цейлон разнес на Дерибасовской веранду кафе, выходившего на улицу, из которого помчались по всем направлениям посетители, а за ними не растерявшиеся оффицианты, желающие получить по счету. В цирке слон был закован и возвращен на пароход, а там пассажиры отказываются ехать из-за такого со
седства, и Труцци приходится божиться и клясться капитану, что он их знает, и ручается за них, как за самого себя. Такова была первая проба.
В дальнейшем, в течение двух лет он составляет совместную группу из слонов и лошадей,
с которой потом работает в Риге, в 1912 г. — в Петербурге, в цирке «Модерн», в 1916 г. — в Москве, в цирке Никитина.
Фирма Труцци подготовляет турнэ по Европе. Лучший конный цирк, прекрасные артисты, го
дами работавшие в цирке Труцци, все это давало какие-то артистические перспективы в будущем. Вильямс Труцци — был в это время уже аттрак
ционом, но получавшим от своего отца — не то 100, не то 125 руб. в месяц. Все готово для Европы, маршут — Черновицы, Лемберг (Львов), Триест, потом Италия. Все как будто бы хорошо, кроме времени. Время неподходящее: конец июня 1914 г.
В первом городе — Черновицах — цирк играет неделю: Австрия вступает в войну.
В городе все закрывается. Театры, кино и злополучный цирк. Русская часть труппы аресто
вывается, в лучшем случае как военнопленные,
в худшем, как шпионы. Италия еще не была в числе воюющих государств, и над цирком под
нимают итальянский флаг. Развевается он неделю. Его срывает первая проходящая манифестация.
По ночам движутся патриотические шествия с факелами. Хотят сжечь цирк, а наиболее активные просто поджигают ветхое деревянное здание, артисты его тушат.
12 человек и 45 лошадей голодают. Продают заболевшую неизлечимо лошадь, на вырученные деньги покупают сено для остальных, а себе «мамалыги», ни муки, ни проса — из этого делают лепешки.
Недалеко от цирка был расположен громадный базар, и однажды — на базаре началась паника. Не было слышно выстрелов, но торговцы, бросая товар, мчались в разных направлениях. Артисты, не разбираясь в причинах катастрофы, бросились прежде всего подбирать разбросанные в громадном количестве продовольствие: хлеб, яйца, овощи, которые и спрятали в цирке. В несколько минут город был пуст. Позднее выяснилась и причина. Не совсем трезвый, или вернее, вдребезги пьяный русский казачий есаул один ворвался верхом в город, слез с лошади и вошел в кафэ. Труппа всегда считала, что ему обязана она приобретением продовольствия, по крайней мере на неделю.
В сентябре 1914 г. терские казаки вступили в город. «Гастролерам» было предложено эвакулироваться обратно в Россию. Через неделю подошли к Пруту, на котором были взорваны мосты. Через Прут переплавлялись лошади, голод
ные и жалкие, впряженные в римские колесницы из какой-то пантомимы — лишние и нелепо зате
савшиеся в колонны войск. Так закончились с «грандиозным успехом» первые гастроли Вилльяма Труцци за границей.
Февральский переворот застает Труцци в Екатеринославе. Играют в его постановке пантомимы «28 февраля» и «Григорий Распутин».
Девятнадцатый год застает Труцци в Одессе. Меняются власти, меняются правительства, а цирк все не играет и не играет. Вернее, цирка нет, а есть только его остатки. Труппа тоже рассо
салась. И наконец, «мировой артист», как пишут на афишах, Вилльям Труцци честно запряг пару лошадей в фургон и встал на угол поджидать седоков. Одним извозчиком в Одессе прибавилось. А с приходом в Одессу красных частей, Труцци поступает добровольцем в кавалерийский полк одесского укрепленного района.
С приходом Деникина медленно умиравший цирк умер совершенно: все лошади были реквизированы.
Дальше: работал чернорабочим в одном из совхозов, в 100 верстах от Одессы, приключения у Махно на Екатеринославщине. В Севастополе — в 1921 г., Труцци — член дирекции и заведующий художественной частью севастопольского народ
ного цирка. С тех пор он принадлежит советскому
цирку. В 1924-25 гг. Вилльям Труцци — первый директор Ленинградского государственного цирка.
В 1925 г. — Труцци, по контракту лондонского цирка «Олимпия», уезжает за границу. Гастроли продолжены по Германии, через Брюссель, Париж, Мадрид, Кордову, Севилию, Андалузию и Гибрал
тар, из Сан-Себастьяно, в сентябре 1927 г. Вилльям Труцци вновь возвращается в Москву. Здесь Труцци — артистический директор госцирков.
Далеко не кончен еще путь Труцци. Работая, он учится, учась — он работает. Цирк для Труц
ци — это не развлечение и не простое занятие. Это основное жизненное дело, это центральная жизненная работа.
В. Мелик-Хаспабов. Рис. Шахова. (Выставка русской графики
в Голландии).