АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ

ЭСТРАДНЫЙ РЕПЕРТУАР

В этом году дни 1 мая и пасхи на одной неделе. Если с первомайскими празднествами дело обстоит благополучно, то к антипасхальной кампании мы подготовлены недостаточно. Почти весь номер журнала мы посвящаем поэтому антипасхальному репертуару. Из печатаемой ниже статьи видно, что антирелигиозный репертуар у нас плох. Наряду с этим церковники всех толков развивают бешеную контр-агитацию. Мы должны помнить об этом и, мобилизовав все силы, дать отпор темным силам, затуманивающим сознание масс, и ведущим контр-революционную работу. Статья о клубной антипасхальной работе показывает, что подготовка начата, и что клубы оказались в этом впереди профессиональных эстрадников.
Эстрадная сатира высмеивала только религиозные обряды «иконы», «чудеса», не углубляясь в осмеяние вредности и зла религии.
Антирелигиозный репертуар появился на эстраде с 1924 года, — то-есть с момента раскола единой церкви на мертвую и живую. Деление церкви, «красные» попы и «тихоновцы» — сделались основными темами репертуара того времени.
Эстрадный репертуар литературно был довольно примитивен. Преобладал раешно-частушечный стиль:
«Вопроса коснемся довольно серьезного, Конечно, антирелигиозного.
Покажем вам капеллу-чемпионат,
В которой участвуют попы всех видов, и стар
и млад.»
Примерно в таком же роде начиналось большинство антирелигиозных монологов. Содержание тоже было достаточно стандартно. Здесь в первую очередь высмеивался славянский язык, всевоз
можные «аще», «дондеже», «поелику» и т. д. Затем шел грубый рассказ о «явленной чудотворнойиконе, о «пьянице - попе», и все кончалось, конечно, пошлостью. Не обходилось и без «мата»:
«Римский папа плачет в лапу, Потому рабочих рать,
Так сказать, решила папу К римской матери послать».
Монологи заканчивались, как и полагается, ура - «революционным» куплетом, где ярый «анти
религиозник» - эстрадник провозглашал прямо таки многолетие советской власти.
Практиковались также всевозможные куплеты и «мозаики» на популярные и достаточно запошленные мотивы:
«Две гитары за стеной Жалобно завыли
Мы — две церкви — меж собой Доходы разделили»...
К периоду 1925/26 г. относится любопытносделанный «Синей Блузой» большой антирелигиозный номер. Правда, в этом номере появляв
шиеся на сцену действующие лица пели очень примитивные авто-характеристики. Например— раввин:
«Я служитель Иеговы - бога, Мой храм зовется синагогой, Нас также постиг раскол
И во всем виноват — ужасный комсомол».
В этом номере удачнее были куплеты живой
«Здравия желаю,
Я — церковь живая,
У меня не то, что у дохлой,
Что к требованиям жизни оглохла: Если, например, вам потребен С оркестром молебен, церкви.
То у мертвой, друзья, Этого нельзя».
И совсем удачно был дан несколько агитационно звучащий финал хора церковников:
Лишь для спасения мы взяли дреколья И учинили церковный Октябрь, —
Тщетно мы ищем спасения в расколе, Коли все люди нас знать не хотят».
В целом антирелигиозная тематика приобрела настолько грубые формы выражения, что часто производила на слушателя даже обратное воз
действие. Авторы-юмористы с пеной у рта расска
зывали—ох,—какие «антирелигиозные» истории о том, что попы развратничают, угощают самого
ном вместо причастия и т. д. Вот характерные образчики подобного репертуара: «Чудо поп наш совершил, Слух идет по городу, Батя ваксой обновил У Николы бороду». или:
«С колокольни слышен звон Поспешает всякий,
Для причастья самогон Гонит поп Акакий».
Еще более грубая по форме и ненужная по существу «антирелигиозная агитация» разводилась одно время «Синей Блузой». На мотив старых шансонеток синеблузницы распевали:
«Я обезьяна
Не из Тарзана,
Я тыщи лет жила в лесу; Моя судьбина
В руках Дарвина,
А шкура в рыжих волосах. Адамчики-чики - чики Адамчики-чики - чики Евочки — чики-чики,
Каинчики — чики-чики — господа!»
Современный антирелигиозный эстрадный материал не очень далеко ушел от приведенных примеров. Кроме оправдывающих свою цель но
меров «Синей Блузы», «Не противлюсь злу» Я. Галицкого, «Безбожники наизнанку» Градова и ряда антирелигиозных номеров Южанина,
Долева, Арго и Лебедева-Кумача, указать на какие-либо достижения в этой области нельзя. Представляющая собой колоссальные возможности в смысле глубокой антирелигиозной и в ча
стности антисектантской пропаганды эстрада остается безгласной и не оправдывает возложенных на нее задач.
Обычный так называемый антирелигиозный репертуар не только не оправдывает своего назначения, но часто приносит только вред.