календарь чудака

О Р О Д С T В Е H Н И К А X.
Р
одственнички до добра не доведут“ — эту пословицу надо помнить всякому, кому еще не надоела жизнь.
«Родственник тянет ко дну» — говорили древние рим
ляне. И правильно говорили. Стоит только честолюбивому человеку подняться по служебной линии, стоит ему, подобно детскому воздушному шару, красиво рвануться ввысь, как родственники свинцовым грузом подвешиваются на хвост способного человека и дружно, настойчиво, зловеще влекут его к горестям грешной земли.
Вред, приносимый родственниками, понят человечеством давно. В сборнике старых восточных сказок, сокращенно име
нуемом библией, приводится несколько примеров беспощадной ликвидаций родственников в до и послепотопных орга
низациях. По своему прав был Каин, изживший Авеля при первой же попытке этого сомнительного элемента примаза
ться к каинову образцовому животноводческому хозяйству. Безусловно правильно действовал и Моисей, когда сурово призвал к порядку и поставил на производственном совещании вопрос о своем забюрократившемся братце Аароне.
В наше, однако, время принято более мягкое обращение с родственниками. И это влечет за собой ряд плачевных последствий.
Родственников взрослый человек ощущает не сразу. Все зависит от занимаемого им положения.
Если вы счетовод в транспортной конторе и получаете по девятому разряду — ни одна собака нс признает себя состоящей в родстве с вами. Когда вас при случае охватит одино
чество и захочется поговорить с человеком, близким нам по крови, вы тщетно будете стучаться и звонить по старым адресам в поисках близкого человека. Адреса будут угрюмы и бесплодны, как выключенные телефоны.
Но попробуйте сделаться наркомом или заведующим биржей труда.
Адреса сразу зацветут, заблагоухают и размножатся в пышном урожае. Длинные письма из глухой провинции бу
дут трогательно будит в вас разные омерзительные эпизоды из детства, которые вам вовсе не хотелось вспоминать.
Потом ломовые дроги с узлами и корзинами начнут останавливаться в семь часов утра у вашего подъезда. Незнакомые частники с лиловыми носами будут сжимать вас в чу
гунных объятиях, хрипло восклицая совершенно неустраивающие вас, сорокапятилетнего мужчину, слова:
— Петька, сорванец, сукин сын, совсем не изменился, помнишь, как штанишки тогда на даче замарал!
Холодея, вы будете нервно прищелкивать пальцами, улыбаться деревянными губами и говорить... Вам бы надо крик
нуть одну только, да и то простую, немудреную, взятую у трамвайного кондуктора, фразу: — Нет местов!!
Стоило бы вам повторить несколько раз, резко и решительно, это заклинание, и родственная лавина двинулась бы назад, вспять, в тартарары. Но слаб духом человек. Вместо энергичного отпора вы промямлили омерзительной гидре ласковые слова:
— Располагайтесь. В тесноте, да не в обиде. Люди, в конце-концов, свои...
И все кончено. Вексель опрометчиво выдан. Теперь по этому векселю надо платить годами. Родственники прочно
оседают на вас, как кристаллы в растворе. Они облепляют вас, как ракушки дно карабля. И песенка ваша спета.
Разные отрасли родственников избирают себе разные служебные специальности.
Почтенные отцы и тести любят скромные, но солидные места кассиров.
Зятья и шурья обычно лезут в управделы. Угрюмые дяди и отчимы тянутся к должности завхозов. Бойкие племянники просят устроить их председателями месткомов. Шустрая кузина мечтает стать платным редактором стенгазеты. Муж вашей няни, той, что якобы вскормила вас и сберегла от сла
боумия, — хотя и не совсем родственник, все же энергично прет в заведующие складом.
Замечено и доказано, что никогда родственник не водится в одиночку. Всегда плывет он воблой, многоголовой саранчой, все уничтожая и все пожирая на своем пути, пока служеб
ному главе родственного клана, выше всех стоящему на служебной лестнице, не будет нанесен сокрушительный удар в виде снятия или переброски по службе. Тогда плотная,
Михаил Кольцов
компактная родственная масса хлипко оползет, рассыплется, как бочка, потерявшая обручи. Нужно довольно много вре
мени, чтобы расбросанные в разные стороны родственные клепки опять воссоединились в стройное целое.
Хотя современная наука отрицает самопроизвольное зарождение, все же это явление безусловно имеет место в мире родственников. Ряд учреждений, в которых при основании их не было никакого кумовства, оказывается теперь внутренне перепутанными узами родства. Произошло это оттого, что сотрудники в этих учреждениях, вначале взаимно чуждых и
враждебных, за несколько лет переженились друг на друге. Ученые естествоиспытатели становятся в тупик перед этим чудом природы, не зная, восхищаться или чистить.
«Свояк свояка видит издалека», гласит поговорка японских родственников. В этом есть доля истины. «Плохо без дяди в Ленинграде» — говорят водники Северозападной Обла
сти с присущей им наблюдательностью. «Родственника могила
исправит» - шутят старые герои труда из бюро похоронных процессий. Трудно что-нибудь возразить им.