календарь чудака

О ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ

М

олодость обычно опознается по внешнему виду и по паспорту. Но сколь условны и относительны эти при
меты! Об обманчивости внешнею вида людей наворочено великое множество афоризмов и пошлых посло
виц — не стоит их повторять. Но не даром и паспорта тоже называются видами на жительство. Если внешний вид врет, что требовать от вида бумажного!
Поэтому так часто бывает, что человек, чьи документы показывают в графе «год рождения» зеленую цифру «1908» — медленно слоняется вдоль стен, зябнет в душный июньский вечер, длинно жалуется молодым свежим девушкам на боль в суставах и отсутствие идеалов. Придя в гости, он через двенадцать минут спит в углу, тяжело дыша открытым ртом и часто всхлипывая.
А в то же время его сосед, который еще в покрытые туманом семидесятые годы прошлого столетия уже припля
сывал розовым младенцем на маминых коленях, приплясывает тем же младенцем и сейчас на товарищеских вечерах в пользу кассы взаимопомощи. Он организует хор и терпеливо, дирижируя стаканом, обучает каким то, ему одному известным песням. В четвертом часу ночи, в разгар веселья, он повязывает носовым платком зеркальную лысину и, заняв другой платок у зрителей, добросовестно изображает женские народные пляски. Он сокрушительно хлопает другого, что с 1908-го, по жидкому колену и орет звероподобным голосом:
— Живем, а?! Еще польска не сгинела! Есть еще порох в пороховницах!
И на за....е, еле выпровоженный хозяевами на улицу, он долго еще изливает шестидесятилетнюю клокочущую энергию на окружающих:
— Извозчик, свободен? Женись, коли свободен, хо хо-хохо-хо!..
Новые, медициной открытые, способы омоложения организма вносят, конечно, все более частые поправки в хронологию. Они не решают, однако, дела. Дряхлый старичок, внезапно начинающий прыгать козлом только потому, что ему
пересадили кое-какие козлиные органы, нами пока всерьез не берется.
Как ни важны щитовидная предстательная и прочие железы для общего состояния и даже поведения человека — не ими определяется долгая моложавость и неувядаемость. К тому же, при нынешнем уровне медицинской техники, козли
ное добро быстро истощается. Посуетился старый человек, пободрился после пересадки желез, а там, гляди, опять пожух. Не вторую же пересадку делать!
Молодость есть капитал, который выдан природой каждому. Секрет вечной молодости — это способ сохранить полученные облигации и приумножить его для долгого пользо
вания. Однкао, и здесь трудно указать какие-нибудь полезные обычаи, оправдавшие себя на практике.
Нам известны комсомольцы, опасающиеся петь на открытом воздухе, ибо это может отразиться на их голосовых связ
ках, необходимых для докладов о строительстве социализма,
и мы знаем старых большевиков-подпольщиков с многолетним тюремным и боевым стажем, при купаньи заплывающих на перегонки далеко в море, с опасностью для жизни.
Кто же вечно молод? У кого молодость нерасплеснутой чашей переживает полвека и под седыми бровями смеется живым блеском глаз?
Это тот, кто в горячке своих стремлений к одной цели не имел времени оглядываться на прошлое, у кого не было охоты вздыхать при первых седых волосах, кто не скорбел о том, что быстро летят годы, а пристально, жадно вглядывался вперед, нетерпеливо угадывая очертания будущего.
И в политике тоже есть свои законы увядания. Сложны и здесь секреты вечной молодости, сложны и мало кому ведомы. Люди, коих по паспорту и партбилету можно бы наз
вать мужчинами в соку, а по виду — пригодными в вожди первого ранга, на самом деле — отжившие старички с поли
тической одышкой и геморроидальными шишками в мозгу. А старики — держатся молодцами!
При ранней старости не помогает и искусственное политическое омоложение, посредством признания ошибок и усиленной прививки себе свежих мыслей и лозунгов. Поска
чет этакий омоложенный бодрячок между людей, засуетится, застрекочет комсомольцем... Но при первом порыве ветра,
при первом сильном скачке барометра — простудится, схватит насморк, в панике свалится в кровать дряхлым стариком. Что сделаешь с таким!
Мало дает и оберегание голосовых связок практикуемое осторожными людьми во избежание срыва голоса. Молчали
вое кивание головой на все, что говорится начальством, теперь часто приводит к обратному результату. Вместе с прежде
временно состарившимся начальством быстро отцветают и ревнители своей политической гигиены.
Лишь настоящие революционеры, упорные и сосредоточенные в достижении стоящей перед ними цели, не ощущают на себе червивой ржавчины десятилетий. Бури и грозы проносятся над ними, паникеры мечутся у них под ногами, взы
вая старческими голосами, а они, вечно юные чудаки, упрямо и не оглядываясь по сторонам, шагают по одной, единственно верной, хотя и самой трудной по препятствиям линии.
Масса чувствует старичков, даже если они по виду цветущие мужи. Она не идет за такими, чихающими и боящи
мися сквозняка. Молодые духом, хотя и с сединой в волосах, молодые и смелые, порывистые и упрямые, умеющие не отступать от намеченной большой цели — эти близки массе. Этим, а не рано кисло-разочарованным одиночкам, дарит она свое доверие, свою близость. А в ней, в массе, в близости к ней и спрятан самый главный, самый важный и верный элексир вечной неувядаемой молодости.
Михаил Кольцов
ОТ РЕДАКЦИИ. Специальный номер ЧУДА КА «О вечной молодости» выйдет в начале июня.