ЗАПИСКИ ПЕРЕПУГАННОГО ДО СМЕРТИ ОБЫВАТЕЛЯ

Вчера на общем собрании секретарь ячейки и председатель месткома призывали критиковать начальство. Нашли дурачков! Так я им и стал критиковать. Мне еще жизнь не надоела. Послу
шаем, как другие критикуют, а мы помолчим. Мы еще не настолько опупели, чтоб критиковать начальство. Мы еще тоже кое-что соображаем и кумекаем. Да-с! Нашли дураков!
6/IX Вчера у нас происходило нечто невообразимое. Потрясающее. Днем в присутствии всех сотрудников чисти
ли нашего управляющего делами. Партийца. Он при всем народе унижался и рассказывал про свою маму и папу. Было жутко смотреть. Мне было так неловко, что я за
жмурил глаза и хотел умереть. Все-таки нашлись такие сотруднички, которые осмелились еще задавать управляющему делами, партийцу, ехидные вопросы! Это им так, конечно, не пройдет! Будьте уверены. И правильно — не лезь со своим беспартийным рылом в партийные ряды.
11 /IX Управляющего делами вычистили. Он уже больше не управляющий. Заведующего личным столом вычистили.
Он уже больше не заведующий. Помощника заведующего вычистили. Он уже больше не помощник. И зачем это? И зачем эти потрясения и волнения? Было так хорошо. Было так тихо и спокойно. Зачем раздражать людей? Ведь управляющий и помощник и заведующий в сущности хоро
шие люди. Правда, они брали взятки, правда, они зажимали самокритику и пили водку, по ведь это же простительно. Они люди молодые и не надо их раздражать. Ведь они сей
час окончательно обиделись. Ведь они сейчас... Тяжело. Так было все хорошо, тихо, спокойно, и вдруг...
15/IX К кому подлизываться? Я не знаю к кому подлизываться! Вчерашний начальник сегодня уже не начальник. Вчерашний курьер сегодня уже не курьер, а начальник. Куда податься? К кому подлизываться?! Хорошо бы на это время захворать. Хорошо бы получить на это время какоенибудь воспаление в легкой форме. Мечты, мечты.
16/IX Начинается чистка советского аппарата. Сотрудники наши все ходят скучные и на всякий случай произносят громкие слова. Да здравствует социалистическое соревнование! Догнать и перегнать! Прохвост Допобедов вызубрил

1/IX

наизусть пятилетку. Брызгает цифрами и непонятными фразами, как фонтан.
23/IX Я не бюрократ, я не подхалим, я не взяточник. Я все и ничто. Прикажите мне сегодня быть потхалимом —
слушаюсь. Прикажите мне себя изуродовать в стенгазете — пожалуйста. Прикажите мне быть бюрократом-пожалуйста. Всем буду — кем угодно. Господи! Что они хотят от меня?! В социализм — верю. В бога — не верю. В соцсоревнование верю. Честное слово, верю. Верю. В Христа не верю, в Ма
гомета тоже не верю. Господи, что они хотят от меня?! Оставьте меня в покое. Да здравствует 3-й заем индустри... Между прочим, вчера в столовой мясца-το и не было... И не надо. Я не люблю мяса. Я терпеть не могу мяса... Эти противные котлеты и бифштексы... Да здравствует коллективиза...
29/IX Я вчера купил костюм юнгштурма и с трудом напялил его на свой живот. Может быть, это не хорошо, что я, пожилой человек, семьянин, надел костюм юнгштурма с ремнями и карманчиками. Я не знаю. Может быть, это и хорошо. Я совершенно охрип, - я вчера сорок пять минут кричал „ура!“ Может быть, не надо было кричать «ура», а что нибудь другое? Я не знаю. Я охрип. Спереди легкая кавалерия, сзади легкая кавалерия. Кругом скачет легкая кавалерия!
3/Х Воскресенья не будет. Понедельника тоже не будет. Ничего не будет. Будет сплошная непрерывная неделя. Я ничего не понимаю. Как же так, товарищи? А суббота
будет? И субботы не будет! Как же так, товарищи, — ведь я по субботам всегда в бане моюсь. Как же так! Ничего не понимаю. Я никуда не хожу. Какой завтра будет день? Не знаю! И никто не знает. Сплошные декады. Воскресенья не будет, понедельника не будет, вторника не будет. Ничего не будет. Будет беспрерывный день. Ночь отменяется. Вместо ночи будет день. Вместо дня будет ночь. Ночь. День. Ночи не будет? И давно пора! Нам не надо этих понедель
ников и вторников! Вырвем их с корнем!.. Отмежуемся от них! Нам таких не надо... «И как один умрем»... Я ничего не понимаю... Воскресенья не будет... И зачем этот шум? Так все было хорошо и спокойно. Дни за днями катятся...
Г. Г. Мон

АЛМАЗНАЯ ДОЧКА, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ОДНОЙ ГАЗЕТЫ

Отрадно наблюдать с каким пылом, энергией и добросовестностью бо
рются наши газеты с мещанской литературой. Часто, отрадно часто атакуют наши газеты твердыни пошлости, мещанства и халтуры.
Появляются статьи под самыми строгими заголовками:
«За ушко, да на солнышко». «Выдернем халтуру с корнем».
«Ударим молотом рабочей критики по беспардонным наскокам омещанившихся писателей».
Или совсем уже просто:
«Еще одна литературная тля».
Все это делается очень зло, а иногда даже жестоко. Но — правильно! Уместно!
Мы не возражаем против этой расправы. Так им и надо. Пусть не пишут ерунды. Делайте с ними, что хотите. Обрывайте им уши, бейте по крепкому темени. Можете даже разрезать пошля
ков на куски, зашивать в корзины и
отправлять малой скоростью куданибудь на станцию Пепелихи.
И это, на первый взгляд жестокое, наказание будет только справедливым возмездием.
А теперь приступим к рассмотрению романа, который печатается в «РабочейГ
азете», газете хорошей и пылко нападающей на мещанскую литературу.
К удивлению читателей, роман этот печатается не под названием «Выдернем халтуру с корнем» и не в виде цитаты,
снабженной гневными комментариями редакции.
Называется он «Гарри Тернер» и печатается серьезным образом, как видно с целью дать читателям «Рабочей Газеты» увлекательное, душеспасительное и политически полезное чтение.
Обычно рецензенту своему приходится излагать Содержание произведения. Он долго копается в унылых главах и с трудом выволакивает на белый свет основную нить романа.
Но «Рабочая Газета» идет навстречу рецензенту — она печатает так называемое «Содержание предыдущего».
Приводим его целиком, во избежание обвинений в «передергивании, выхватывании отдельных фраз и в недобросовестном подходе».
С одержание предыдущего
«Молодой англичанин Тернер, индийский националист Рао и индус Махаду кочуют по Индии. Алисе, дочери алмаз
ного короля Джонса, понравился Тернер, и она присоединяется к путникам.
Тернера обвинили в похищении Алисы. Сыщику Пичу удается арестовать Тернера и заключить его в башню».
В напечатанной под «содержанием предыдущего» коротенькой (100 строчек) главке имеется превосходный набор литературных отмычек:
«—утопленник, Питер, Браун, Ричардс, Джекс, мертвец, Уэльч, скаль
пель, веревка, пузырек с хлороформом, укротитель зверей в цирке, сейф, сек
ретные документы, заброшенная шахта, Чарльз Эванс, могила, труп, кладбище,
Эмми, Южная Америка, тайна, Мери и — «убить этого негодяя».
Мы уверены в том, что Алиса в конце концов отмежуется от своего алмазного папы-короля и врастет хотя бы в индийский национализм.
А может быть Алиса погибнет. И молодой англичанин Тернер, освобожденный от женских пут, сам пойдет по столбовой дороге, ведущей к освобожде
нию Индии из-под пяты британского супер - империализма, рука об руку с националистом Рао и индусом Махаду.
Неясна роль сыщика Пича. Вернее всего, это юмористический персонаж. Но он со своей башней останется в дураках. Мы в этом уверены. Он всегда оставался в дураках, бедняга Пич. С ним было так по крайней мере в 12.000 тысячах псевдо-советских, густо вымазанных красной помадой, романах.
Ах, как хорошо, если бы за «преды
дущим» не было бы уже никакого «последующего».
Тогда «Рабочая Газета» могла бы начать действительную борьбу с литературным мещанством и штампован
ными Алисами, дочками американских королей.
Франц Бакен-Бардов