ПРОВЕРКА ЗНАКОМЫХ К Капелову пришел средних лет раздраженный человек

с чрезвычайно беспокойным, брезгливым и упрямым выражением лица. Издав необходимые возгласы официального приветствия, он сел и сказал:
— Я слышал, что вы по роду своей деятельности много возитесь с людьми и понимаете в них толк. Так вот, помогите мне, пожалуйста, избавиться от знакомых.
Он нервно встал, сделал рукой жест, который наглядно показал, как надоела ему эта тема, и почти закричал:
- Что такое знакомый? Что такое? Я понимаю — товарищ. Это ясно. За товарища надо итти на смерть. Все за одного, один за всех. Но при этом не нужно обязательно быть знакомым. Не нужно.
— Погодите, — сказал Капелов. — Спокойнее. Когда так сразу начинают, это может кончиться абсурдом. Так нельзя. В чем дело? Садитесь, пожалуйста, и расскажите последовательно. Что вас волнует?
Человек сел, кашлянул, вытер нос, вытер глаза. Подумал немного, вытер еще рот и начал:
— Понимаете, так называемые знакомые, приятели, а иногда даже и друзья — это те, которые рады, искренно и глубоко рады, когда с вами случается несчастье. Это известно. Все это знают. Когда вы споткнетесь, когда влипнете в беду, даже когда случится с вами обыкновенная неудача, неприятность, скандал какой-нибудь—ну, мало ли что может случиться в трудное и серьезное время, когда общество занято важными значительными делами и когда некогда, про
сто часто бывает некогда ублажать самолюбия отдельных личностей, если их что-либо справедливо или даже не очень справедливо заденет.
В такое время обиды и ущемления всевозможного типа обычно не составляют редкости.
И, вот, повторяю, как только вы споткнетесь, случится с вами неприятность — так сейчас оживает эта орава своло
чей и тайных врагов. Она начинает ликовать, сплетничать, углублять и раздувать слухами, болтовней и клеветой ваше несчастье. Бывает даже так, что сама по себе неприятность невелика, но ее делают крупной и мучительной эти самые знакомые.
Так вот, я спрашиваю, для чего они? На кой чорт это нужно? Знакомый! Знакомый! Я его не знаю, не хочу знать, не интересует он меня. Понимаете, не интересует! Годами
я не встречаюсь с ним по-настоящему. Помню только его рожу. Да, помню. Вот тут у него нос, будь он проклят, он вздернутый или опущенный, желтые усы или не усы, лоб у него, чорт бы его побрал, такой-то или такой-то, плечи
у него круглые или квадратные, ноги там у него чорт его знает какие — словом, я узнаю его даже на другом тротуаре, и толпе узнаю, и он точно так же узнает меня.
Фамилии его я часто даже не помню. Забываю. Может быть, знал когда-нибудь, а может быть никогда не знал и имя путаю. Не помню, как следует, где с ним познакомился. Может быть, в гостях, может быть, еще где-нибудь. Я о нем не думаю. Понимаете, не думаю. У него своя жизнь, далекая от меня. У меня своя. Но он меня останавливает, и именно тогда, когда я спешу, когда я радостно настроен, когда мне хорошо и весело.
Останавливает, улыбается во всю рожу, и начинается мука: как поживаете, что нового, сколько зим, куда и когда едете в отпуск, вы пополнели, вы похудели, вы хорошо вы
глядите, вы плохо выглядите. Что это такое? Для чего это? Это называется приятель, знакомый. На основании этого я его должен, если у него есть ко мне служебное дело, прини
мать вне очереди, давать повод для обвинения в кумовстве, протекционизме и так далее!.. И, вот, когда мне плохо, когда он узнает, что у меня неприятность — он оживает, доволен, рад, звонит мне по телефону, под видом сочувствия растравляет мои раны — ну, я вас спрашиваю — для чего это?
— А как у вас с друзьями? — тоном врача спросил Капелов с нескрываемой скукой и широко зевнул. — А друзья?
— Пожалуйста, не считайте меня сумасшедшим, — обиделся вдруг посетитель. — Настоящие друзья — это дело другое.
И даже настоящие приятели, и даже знакомые. Я говорю о другом. В больших городах накапливается гнуснейшее лицемерие, которое заставляет улыбаться, кивать головой и сни
мать шляпы перед чорт знает каким количеством ненужного народа. Вот о чем я говорю. Я говорю о том, что человеку надо быть тесно связанным с массами, но к то же время надо иметь весьма ограниченный круг личных знакомых и друзей. Надо прекратить это лицемерие. Это—разврат, т.-е. равнодушная гадость. Ну, что это такое, в самом деле! Он мне говорит - «как поживаете», я ему бормочу подобное, он мне говорит, что я потолстел или похудел —тонкий наблюдатель какой! — я ему говорю то же самое. Он, не зная моей
жизни, не знал, как я ж и в у, о чем думаю, чем внутренне занят — решает за меня мои вопросы, судит меня, осуждает, мешает мне, сплетничает про меня, клевещет на меня, врет, сволочь! В лучшем случае, он равнодушен ко мне, а я дол
жен улыбаться ему при встрече и выслушивать вопрос — где я работаю и когда поеду в отпуск... Да какое ему дело?!
— Ну, хорошо. Я вас понял. Чего же вы хотите? И чем я могу быть вам полезен?
— Я хочу избавиться от знакомых. У меня их очень много. Они меня стесняют. Они следят за мною. Им есть дело до того, куда я иду, кого встречаю. Я слишком облеплен ими и хочу освободиться.
— Значит, это надо понимать так: вы хотите сделать чистку, проверку своих знакомых. Так, что ли?
— Вот именно! Вот именно! Да! Да! Проверку! Среди многих знакомых очень много и вредных людей. Проверка их и характеристика, данная на основании личного знаком
ства, будет даже общественно полезна! Да, проверку! Я вам говорил о бессмысленности знакомства с безразличным приятелем, который только утомляет при встрече. Но я не упо
мянул про мерзавцев и всяких мошенников, с которыми нам тоже приходится быть «знакомыми». Вы великолепно знаете, что это вредный элемент, но вы рассуждаете «какое мне дело». На службе или на общественной работе он приличен, он в маске. Но вы его знаете с домашней стороны, которая, собственно, его по-настоящему характеризует. Так что та
кая проверка, повторяю, будет и общественно полезна. Да, общественно полезна! Но вот как организовать ее? Ведь это нелегко, множество препятствий...
— Да, это, конечно, нелегко, но это все же можно сделать, — сказал Капелов.
— О, если вы поможете мне, успех дела обеспечен! — Сколько у вас знакомых, приблизительно?
— Не знаю точно. Но очень много. Очень. Вероятно, несколько сот человек.
— А кого вы называете «знакомым»?
— Физиономию которого я помню и с которым здороваюсь при встрече и обмениваюсь хотя бы такими фразами, которые я упоминал.
— Ну, хорошо. Все-таки этих мы будем считать последней категорией. От них не так трудно избавиться. Вообще, вопрос этот не так прост, как вам кажется. Он весьма и труден и глубок. Так вот, эта категория знакомых, подлежащая проверке, будет последняя. Согласны?
Первая категория должна состоять из лиц, которых вы хорошо знаете, которые бывают у вас на дому и у которых вы бываете или бывали. Вторая: те, с которыми
вы встречаетесь в общественных местах, но не только в официальном или случайном порядке, а еще и лично. Третья: те, с которыми вы редко встречаетесь на дому, но которых хорошо знаете и у которых есть общие с вами
знакомые, друзья и приятели. Четвертая: без общих знакомых и приятелей. П я т а я — шапочные знакомые, о которых вы говорили и на которых жаловались.
Капелов заметно оживился и добавил:
— Но, вот, какая штука, гражданин. Я должен вас предупредить. Если вы хотите по-настоящему и серьезно прове
рить своих знакомых с точки зрения их общественной
полезности и пригодности для личного общения с вами то вы не должны заблуждаться насчет того, что это дело весьма и весьма нелегкое. Оно связано с рядом больших скандалов, неприятностей, чудовищных недоразумений...
Увидев на лице посетителя одновременно с непоколебимостью и некоторую озабоченность, Капелов постарался смягчить свое предупреждение:
— Ну, разумеется, мы это будем делать тактично, мягко, осторожно... Мы подробно разработаем план. Вы, значит, составьте списки по категориям, которые я наметил. Может быть, придется их дополнить, посмотрим. Согласны?
Посетитель вскочил и почти закричал:
— Мало сказать — согласен! Я в восторге. Никак не думал, что ваша помощь будет так конкретна и действенна! Спасибо! Спасибо! Я верю теперь в необходимость и важность этого дела! Да! Конечно! Не в том дело, что меня мучают я мне надоедают знакомые. Да, не только в этом дело! И общественно-полезно проверить своих знакомых! Это необходимо. Еще раз — спасибо за помощь!
— Не стоит. Составьте, значит, список первой категории и приходите завтра. Желательно приложить к списку краткие характеристики.
— Хорошо. Завтра я у вас. До свидания. (Продолжение в след. номере.)
Ефим Зозуля