ПОД ЗНАКОМ РЫБ И МЕРКУРИЯ

И
ван Антонович Филиппиков, сотрудник Палаты Мер и Весов, очень любил свое учреждение. Он хотел бы даже, чтобы Палате принадлежала высшая власть в
стране. Уж очень ему нравилась палата, существующий в ней порядок, блестящие цилиндрические гири, метры и литры, одним своим видом говорящие о точности и аккуратности.
В таких приятных мыслях гражданин Филиппиков прогуливался однажды по городу.
Подойдя к оживленному перекрестку, Иван Антонович увидел плакат:
Переходя улицу, оглянись по сторонам
Для пущей внушительности на плакате был изображен милиционер с улыбкой манекена и с красной палкой в руке.
Иван Антонович добросовестно кинул взгляд на запад. Потом глянул на восток. Потом покосился на юг и, наконец,
повернулся к северу. И на севере, у магазина наглядных пособий, где веселые скелеты обменивались дружественными рукопожатиями, он увидел мальчика, на плече которого сидел попугай.
— Граждане, — скучным голосом говорил мальчик, — американский попугай - прорицатель Гаврюшка докладает тайны прошедшего, настоящего и будущего. Пакет со счастьем — десять копеек!
Попугай-прорицатель строго смотрел на Филиппикова. «Разве в виде шутки попробовать!» — сказал себе Иван Антонович.
И уже через минуту вестник счастья с ворчаньем вручил ему розовый конверт.
Иван Антонович надел очки и вынул из конверта предсказание своей судьбы.
«Вы родились, — прочел он, — под знаком Рыб и Меркурия. Вы испытали много превратностей, но не теряйте мужества. Судьба вам будет благоприятствовать. Скоро вы получите приятное известие. Счастье и выгоды в изобилии вы
падут на вашу долю. Вы получите большие имения, которые вам будут приносить большие доходы. Оракул предвещает вам, что ваша жизнь будет цепью счастливых дней».
— Оракул! - с удовольствием произнес Филиппиков. — Оракул. Моя жизнь будет цепью счастливых дней. Скоро я получу приятное известие.
Лучезарно улыбаясь, Иван Антонович поглядел на витрину магазина наглядных пособий, где рядами возлежали лошадиные черепа, и поплелся домой.
Слышишь, Агния, сказал он жене, — наша жизнь будет цепью счастливых дней.
— Почему цепью? испуганно спросила жена. — Да вот оракул сказал, Агнесса.
И гражданин Филиппиков, член многих добровольных обществ, передал своей жене, гражданке Филиппиковой, пакет со счастьем.
Агнессу ничуть не смутило то, что ее дорогой муж родился под знаком Рыб и Меркурия. Она любила Ивана Антоновича и никогда не сомневалась в том, что он родился именно под этими знаками.
Но с практичностью домашней хозяйки она обратила все свое внимание на фразу, сулящую непосредственные реальные блага.
— «Вы получите большие имения, которые принесут нам большие доходы».
— Вот хорошо, — сказала Агния. — Большие имения! Большие доходы! Как приятно!
До самого вечера Иван Антонович почему-то чувствовал себя скверно, а за ужином не вытерпел и сказал жене:
— Знаешь, Агнесса, мне не нравится... то-есть не то чтоб не нравится, а как-то странно. Какие же могут быть теперь имения, а тем более доходы с них? Ведь время-то теперь советское.
— Что ты, - сказала жена. — Я уже забыть успела, а ты все про своего оракула.
Однако, ночь Филиппиков провел дурно. Он часто вставал, пил воду и смотрел на розовый листок с предсказанием. Нет, все было в порядке, по новой орфографии. Листок несомненно был отпечатан в советское время.
Какое же имение? — бормотал он. — Совхоз, можетбыть? Но за доходы с совхоза мне не поздоровится. Хороша же будет эта цепь счастливых дней, нечего сказать.
А под утро приснился Ивану Антоновичу страшный сон. Он сплел в полосатом архалуке и дворянской фуражке на веранде помещичьего дома. Сидел и знал, что его с ми
нуты на минуту должны сжечь мужики. Уже розовым огнем полыхала псарня и птичий двор, когда Филиппиков проснулся.
На службе, в Палате Мер и Весов, Иван Антонович чувствовал себя ужасно, не подымал головы от бумаг и ни с кем не беседовал.
Прошло две недели, прежде чем Филиппиков оправился от потрясения, вызванного предсказанием попугая Гаврюшки.
Так радикально изменилось представление о счастье.
То, что в 1913 году казалось верхом благополучия (большие имения, большие доходы), теперь представляется ужасным (помещик, рантье).
Оракул, несмотря на свою новую орфографию, безбожно отстал от века и зря только пугает мирных советских граждан.
Ф. Толстоевский
***

РЫЧИ — ЧИТАЙ

ПОЩАДИТЕ.
Э
то случилось в 5 часов вечера 9-го октября. Произошло это в зале Совета (I-й этаж) инженерно-строи
тельного фак-та Ленинградского политехнического института.
Что ж там случилось? Ограбили? Зарезали? Кого-нибудь вычистили?
Спокойствие, граждане. Ничего особенного. Там было просто заседание Совета с такой вот коротенькой повесткой:
1. Памяти проф. Б. Н. Кандиба.
2. Утверждение протокола предыдущего заседания.
3. Доклад декана: а) о преобразовании Гидротехнического отделен. и факультета Водного хозяйства и б) о введении нового учебного плана. 4. Об окончивших.
5. Утверждение тем.
6. Выборы декана инженерно-строительного факультета.
7. Выборы декана факультета Водного хозяйства.
Короче говоря, повестка содержала 36 вопросов. Кроме того, еще было три вопроса в виде дополнения к повестке.
Вот все. Спрашиваем - что вы, члены совета инженерно-строительного факультета Ленинградского политехниче
ского техникума, можете сказать в свое оправдание?
— Мы ничего не можем сказать, отвечают скучным голосом члены Совета, ибо мы еще до сих пор не очуха
лись от этого заседания. Только одно мы можем сказать, и это будет прав
да, — еще одна такая повесточка и мы окончательно выйдем из строя, как инвалиды умственного труда, пострадавшие в окопах заседаний.
КРИК С НОВОЙ ЗЕМЛИ. Н
ыне весьма модны полярные очерки.
И надо сказать правду, вранья
в них еще больше, чем в очерках, посвященных югу. Может быть здесь расчет на то, что за полярным кругом людей почти нет и опровергать ледовитую чепуху будет некому.
Вл. Черноморский, поместивший в № 36 «Красной Панорамы» очерк «Рейс на остров Врангеля» надеялся, как вид
но, на полное безлюдье в северных областях.
Но читатели есть всюду. Мы получили возмущенное письмо от сотруд
ника полярной обсерватории на Маточкином Шаре (Новая Земля).
«Остров этот, - распевает Вл. Черноморский, — изобилует ценнейшими и редкими породами пушных зверей,
среди которых первое место занимает песец. Это единственная порода зверей, сохранившаяся от хищнического истреб
ления и находится только на острове Врангеля».
Работник обсерватории, может быть поверил бы Вл. Черноморскому, но жи
вя на Новой Земле, они каждый день видят песцов. Кроме того, им отлично известно, что песцы есть и на земле Франца-Иосифа.
В письме зимовщики обсерватории Маточкина Шара сообщают, что горят желанием встретиться с Вл. Черноморским и другими ему подобными полярными халтурщиками.
Но Вл. Черноморскому повезло. Сообщение между Новой Землей и континентом очень затруднено. Все же советуем ему не очень фантазировать о Севере. Зимовщики могут вернуться. Тогда ему плохо придется.