календарь чудака

О ШАПКАХ
П
рименение шапки, как головного убора, хорошо известно (см. «В шапке золота литого старый русский великан»...). Освещено было в свое время значение шапки, как аттрибута власти («Ах, тяжела ты, шапка Мономаха!»); также известно использование ее в качестве опознавательного при
знака при борьбе с уголовным элементом («На вope шапка горит»), и еще — в качестве точки приложения при оргвыводах и увольнениях со службы («Дали по шапке»).
Гораздо меньше известно о роли шапок, как военного средства. В кружках военных знаний и осоавиахимовских лекциях шапке уделяется незаслуженно мало внимания. Жаль, очень жаль. О шапках надо бы говорить больше.
Многие думают, например, что лозунг «шапками закидаем» придумал покойный генерал Куропаткин во время русско-японской войны. Куда там! Шапка, как сокрушительный род оружия, в нашем отечестве был известен уже давно. Еще Лесков, Николай Семенович, почти сто лет назад, кого
то сурово укорял: «Эта политика шапок хотя и бойка, но не всегда хорошо себя оправдывает».
Сто лет прошло; изменились войны, характер, размеры и цели их. А шапка, как устрашающий метательный снаряд, все еще привлекает и обнадеживает многих. Но в самом
деле — такое ли уж мощное военное средство шапка, особенно в нынешнее время? И экономно ли оно?
Предположим, против нас выступает неприятельская армия, даже в скромном количестве 200.000 человек. По расчетам врачей, для того, чтобы умертвить человека броса
нием в него обыкновенных шапок, нужно их не менее 3.000 штук, да и то при непременном условии, что закиды
ваемый шапками неприятель будет стоять неподвижно, как дурак, и но заранее заключенному между воюющими сторонами соглашению не будет делать никаких попыток сдвинуться с места.
Трудно поверить в возможность такого соглашения. А если и поверить — для первого же боя понадобится 600 мил
лионов шапок. Где напасешь такую чортову уйму?! Ведь это сколько надо настроить специальных шапочных фабрик, в ущерб тяжелой промышленности и общей индустриализации страны:
Мы были бы все же за шапки, но с некоторыми поправками.
Шапку надо делать побольше, чтобы можно было одной шапкой перекрыть сразу человек десять. Увеличить можно даже до размеров чемодана и больше.
Надо делать шапку потяжелее. Хорошо, если материал на нее пойдет не мерлушковый и не пыжиковый, а такой... ну, вроде железа или стали, чего-нибудь в этом духе.
Хорошо еще набить шапку какой-нибудь дрянью. В таком виде шапка окажется много беспокойнее. Особенно, если начинка состоит из взрывчатых веществ, и они с диким грохотом и свистом раздирают стальную шапку в клочья. В этом случае один только осколок шапки может уложить на месте несколько человек. Закидывание шапками такого рода может и в самом деле оказаться неприятным для врага
Самое худшее, когда шапочная психология начинает пропитывать все наши суждения о будущей войне.
— Не понимаю л. чего-то у нас так стараются и шумят с вооружением Красной армии. Со всяческой этой техникой, с танками и с газами. Ведь не они решат войну.
— А кто же решит? А что же?
— Чудак вы, право. Танки нас не спасут, если начнется война, — сейчас же должна вспыхнуть в тылу у врага революция. Враг наступает, а мы спокойненько, с улыбкой отсту
паем. Слава богу, есть куда отступать — до самого Владиво
стока. Тем временем восставший пролетариат в тылу у врага свергает правительство, отзывает армию с фронта. А мы, опять-таки с улыбкой, возвращаемся к прежним своим гра
ницам, которые, кстати, уже сметены международной революцией, При чем же здесь танки и прочая техника!
- Ну. .. а если не вспыхнет? — Кто?
— Революция если не вспыхнет, тогда как?
— Во-первых, должна вспыхнуть. А если и в самом деле не вспыхнет, тогда все равно каюк. Сколько бы мы ни ста
рались, заграничную технику мы не переплюнем. Съедят они нас, шапками закидают, — незачем тогда и стараться.
— А если выйдет ни то, ни cе. Революция вспыхнет, но с большим опозданием, а пока империалисты будут сжигать
наши города, убивать людей, вводить старые порядки? Что если так?
- Ну, знаете если бы да кабы — росли бы во рту грибы. В этом вопросе так нельзя рассуждать! Тут одно из двух. Подобно вам могут рассуждать одни чудаки!
Да, мы рассуждаем, как чудаки. Мы не верим ни в какое „шапками закидаем“, ни с нашей, ни с вражеской стороны, если только шапки не будут двенадцатидюймовые, начинены
шрапнелью, мелинитом и ядовитыми газами. Мы верим в Красную армию, как в главную и основную гарантию нашей
безопасности и благополучного конца в случае вооруженного столкновения с буржуазным миром. Мы верим в технику, по
лучив и овладев которой, наша армия выполнит возложенную па нее всемирно важную задачу.
Михаил Кольцов