ПРИЗРАК —ЛЮБИТЕЛЬ

В акционерном обществе «Насосы» создалось напряженное положение. Говорили только о чистке, рассказывали пугающие истории из практики бывших ранее чисток и, вообще, волновались свыше меры.
Незаметно насосовцы перешли на страшные рассказы. Инструктор из отдела поршней, товарищ Быдто-Стере
гущий, поведал обществу грустный случай. Ему, Быдто
Стерегущему, в молодости явился призрак покойного деда. Призрак размахивал руками и призывал на племянника кары небесные.
Быдто-Стерегущего осмеяли, и он сознался, что призрак этот явился, собственно говоря, не ему лично, а одному очень хорошему знакомому, которому верить можно безусловно. Все же разговор о выходцах с того света про
должался. Все насосовцы оказались сознательными и с презрением отметали даже самую мысль о возможности
появления призраков в наше трезвое материалистическое время.
Заклейменный всеми, Быдто - Стерегущий отмежевался от своего рассказа и ужа собирался было удалиться в свой отдел поршней, когда внезапно заговорил Культуртригер, старый работник отдела шлангов.
— Легко сказать, — заметил он, - а призрак такая вещь, что душу леденит.
— Стыдно, товарищ Культуртригер! —закричали все. - Стыдно и глупо верить в привидения.
—Да, если бы мне в руки попался призрак сказал товарищ Галерейский, — уж я бы ему...
И Галерейский самодовольно улыбнулся.
— Чудес на свете нет, — сказали два брата, работав
шие в обществе «Насосыпод разными фамилиями —
Лев Рубашкин и Ян Скамейкин. - Чудес на свете нет, а гением творения их является человек.
— Материалистам призрак нипочем, — подтвердил Галерейский. — Тем более мне, как марксисту.
— Может быть, — тихо сказал дряхлый Культуртригер.— Все может быть. На свете много загадочного и непостижимого.
— Высадят нас на чистке по второй категории, тогда будете знать, как мистику разводить при исполнении служебных обязанностей, — сказал Лев Рубашкин.
— Гнать таких стариков надо, — поддержал Ян Скамейкин, блудливо поглядывая на своего брата Рубашкина. На этом разговор кончился.
На другой день в акционерном обществе «Насосы» появилось привидение. Оно вышло из уборной и медленным шагом двинулось по длинному, темному коридору.
Это было обыкновенное, пошленькое привидение во всем белом с косой в правой руке. Привидение явно шло вровень с веком, потому что в левой руке держало вместо песочных часов новенький будильник.
Спугнув проходившую машинистку, которая с визгом умчалась, привидение вошло в кабинет товарища Галерейского.
...Приведение шло вровень с веком: вместо песочных часов оно держало в руке новенький будильник.
— Вам чего, товарищ? — спросил Галерейский, не поднимая головы.
Привидение заворчало. Галерейский глянул и обомлел.
— Кто? Что? - завопил он, опрокинув стул и прижавшись к стене.
Привидение взмахнуло косой, словно собираясь в корне подсечь молодую жизнь своей жертвы. Галерейский не стал терять ни минуты. Он бросился к конторскому шкапу, всхлипывая, вполз туда и заперся на ключ. Призрак нагло постучал в дверцу шкапа, после чего изнутри донесся истерический крик,
— Тоже, материалист! — озабоченно сказало привидение, переходя в следующую комнату, где сидел ничего не подозревавший Быдто-Стерегущий.
Стерегущий сразу упал, как сбитая шаром кегля, громко стукнувшись головой о пол. Привидение с презрением пихнуло его ногой, и тихо смеясь, вышло в коридор.
В отделе шлангов Лев Рубашкин и Ян Скамейкин невинно развлекались игрою в шашки.
— У-лю-лю! — негромко сказало привидение, вваливаясь в отдел, треща будильником, и как бы подчеркивая этим, что дни братьев сочтены.
— Мама! — сказал Лев Рубашкин шопотом и выпрыгнул в окно.
Ян Скамейкин ничего не сказал. Он свалился под стол, лязгая зубами, как собака.
Дальнейшая работа привидения дала поразительные результаты.
Из шестидесяти нососовцев:
Испытали ужас — 36. Упало в обморок —8.
Заболели нервным тиком
— 6.
Остальные отделались легким испугом. Галерейский совершенно поседел. Быдто - Стерегущий взял бюллетень, Рубашкин, при падении со второго этажа, вывихнул руку, а Скамейкин помешался в уме и целую неделю после этого на всех бумагах ставил подпись вверх ногами.
На чистке все сидели молча и слушали биографию Галерейского.
— Все это хорошо, — сказал с места старый Культуртригер. — Но какой-же товарищ Галерейский материалист, ежели он привидения убоялся? Гнать таких надо по второй категории. И даже по первой. Какой же он, товарищи, марксист?
— Это клевета! — закричал Галерейский.
— А кто в шкапу прятался? — ехидно спросил Культуртригер,—Кто поседел от страха? У меня про всех записано. Старик вынул записную книжку и стал читать.
— Вел себя также недостойно материалиста Лев Рубашкин, каковой при виде призрака выпрыгнул в окно. А еще считается общественным работником. А равно и товарищ Скамейкин. Ноги мне целовал от ужаса. У меня все записано.
Культуртригер схватил председателя комиссии за рукав и, брызгая слюной, стал быстро изобличать насосовцев в мистике.
Ф. Толстоевский.
РИС. и. м.