В ГОРОД ВЪЕЗЖАТЬ НЕЛЬЗЯ...

В

Азербайджане, в подуверсте от симпатичного города Степанакерта, как передают очевидцы, врыт на краю дороги полосатый столб и на нем прибита дощечка: «Автомобилям въезд в город запрещен››.
Легковые машины высаживают здесь седоков, которым приходится дальнейший путь до города совершать уже пешком; грузовики перегружают кладь на скрипучие допотопные арбы, влекомые затем в запретную зону ишаками.
Дощечка прибита во исполнение обязательного постановления местного горсовета, категорически воспретившего «появление механических экипажей» на вверенной степанакертской территории.
Путники, впервые попадающие в эти места и высаженные неожиданно на перекрестке в поле, бывают чрезвычайно изумлены и обычно теряются в догадках о причинах, вы
зывающих в наш век индустриализации и Автодора столь необычайное и организованное гонение на автомобиль со стороны степанакертских градоправителей.
Может быть, немощеные местные дороги не в состоянии пропускать, по случаю грязи и застарелых изъянов, тяжелые экипажи? Нет, дороги выглядят относительно прилично и по ним можно ездить, не ломая осей и рессор.
Может быть, город ведет тонкую таможенную игру, политику поощрения и покровительства местному гужевому транспорту, с ростом которого связана проблема буйного расцвета хозяйства в крае? Нет, транспорт, состоящий из десятка престарелых и меланхоличных ишаков, здесь не причем; он находится вне пределов административной опеки.
Может быть, наконец, степанакертские градоправители являются принципиальными противниками импортных закупок в Европе, и клеймя организованным презрением загра
ничные машины, гостеприимно открывают ворота города перед советским автомобилем?
Нет, пролетарские «АМО» разделяют, перманентно будучи останавливаемы у полосатого столба в поле, участь мелкобуржуазных «Паккардов». Въезд запрещен и им.
Тогда в чем же дело? Куда уходят, как говорится, социально-экономические корни этого загадочного явления?
Обязательное постановление, воспрещающее автомобилям въезд в этот город, имеет свою Историю.
Несколько месяцев тому назад одно высокоответственное степанакертское лицо в неофициальной
обстановке сказало председателю горсовета:
— Вот ты городская голова, и должен бы заботиться о порядке, а у
нас по утрам спать невозможно. Как затрещит автобус или грузовик — ну прямо, как будто, над ухом трещеткой зашпаривают.
— Скажите! — обеспокоился председатель: — ужо я велю стороной вас объезжать, переулками.
— Да что, из переулков тоже слышно. Часов в шесть разбудят, по
нимаешь, не выспишься, не отдохнешь... Какая потом работа? А у меня руководство на плечах, и пятилетка, и под
нятие урожайности, и то и се. У меня жена мигренями страдает, так она, если не доспит, — потом, как пантера, весь день ходит, прямо не подступишься.
— Машинизация! — сочувственно вздохнул председатель.—Что поделаешь? Лошадь, как таковая, сходит с социалистической арены.
— Так-тο оно так, а покой все
И. МАЛЮТИН
таки нужен. Вдобавок, воздух портят! Просто дышать нечем, а у меня дети. Может быть, того... воспретить все-таки? Пусть, чорт их дери, за городом останавливаются, пусть в степи коптят.
— Что-ж, — растерявшись, сказал председатель: — что-ж Это можно, если беспокойно. Я распоряжусь.
И он, действительно, распорядился.
Однако, пленум горсовета, который должен был санкционировать постановление, встал на дыбы. Ораторы, выступавшие в прениях, указывали, что за городом нет гаража, а дер
жать машины под открытым небом нельзя, что перегрузка товаров чрезвычайно удорожит их доставку, что пассажиров невозможно ссаживать среди поля и заставлять трепать потом с багажем пехтурой; они говорили, что высокоответственное ли
цо, если супруга его страдает мигренями, может внушить ей, чтобы она затыкала на ночь уши ватой; они доказывали, что подобный акт не имеет прецедентов в мировой практике и
вызовет скандал, — и, в общем, отказались санкционировать уже отданное распоряжение председателя.
Когда об этом было сообщено высокоответственному лицу, оно лично явилось на пленум.
— Вот как! — печально и укоризненно сказало, поднявшись
на трибуну и став в позу, лицо: — вот как вы осуществляете, значит заботу о руководящих товарищах! Вам безразлично, значит, что автомобильная трескотня лишает меня покоя и подрывает мои силы? Вам все равно, значит, что бензино
вый перегар отравляет мою семью? Хозяйственные копейки вам дороже, значит, правильного политического руководства, вести которое в таких условиях я не могу? Благодарю, не
ожидая. Это беспринципное делячество, а не партийный подход. Не желаете, не утверждаете? Отлично. Тогда выбирайте: я — или автомобили! Вместе мы в Степанакерте не останемся...
И, сказавши так, ответственное лицо демонстративно покинуло зал заседания. Последовавшие за этим бурные дебаты продолжались около трех часов; в итоге постановлению было
утверждено подавляющим большинством голосов против нескольких воздержавшихся, злостных уклонистов и беспартий
ных дельцов.
И тогда в полуверсте от города вбили вышеназванный полосатый столб в поле и вывесили запретную дощечку. И машины доныне останавливаются здесь, высаживая пассажиров и перегружая кладь на ишаков... А. 3орич

ВЫГОДНАЯ ПРОФЕССИЯ

— Вот этот человек обеспечен работой в нашей редакции на всю жизнь. Он пишет у нас исключительно о бюрократизме.