МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ

К. РОТОВ

В

доме, где я живу, на втором этаже — учреждение.
С месткомом, с культкомиссией, с разными кружками, в том числе и музыкальным кружком. С прошлой зимы, раз в неделю, по четвергам, в предвечерние часы на лестнице слышна была музыка. Как раз в эти часы я возвращаюсь домой с работы, и неуверенная музыка напоминала мне этакого большого медного рака, который беспомощно скребется медными клешнями по каменным ступенькам и устало отдувается от медной одышки.
Плохо играли. Я представлял себе, как парнишки облизывают губы прежде, чем приставить их к узкому отверстию инструментов, и как они беспомощно дуют в медь, не попадая в нужный тон и срываясь.
Я закрывал за собой дверь моей квартиры, и медные раки, скребущие по каменным ступенькам — исчезали.
Я забывал о них.
Через неделю — опять. Открываю внизу дверь парадной, и на каменной лестнице резкий медный царапающийся шум, звонкие падения, вздохи.
Но уже над ними кто-то, на тоненьких невидимых ногах, весело и ловко заливается в трелях и посвистывает. Это уже флейтист научился играть. Этакий бодрый первый ученичек. Барабанщик тоже сделал явные успехи. Удар стал мягче, живее.
Так это тянулось довольно долго. Но вот я уехал на месяц. Вернулся, и через несколько дней, когда я, возвращаясь с работы, открыл внизу дверь парадной — лестница была заполнена вальсом.
Правда, это был довольно неуклюжий вальс. Под него могли танцовать одни калеки на тяжелых костылях, или нелепые великаны опять-таки в медной обуви. Медь преобладала. И вообще, этот вальс был шит белыми нитками, никакой
тайны в нем не было. Никакого обаяния. Прозаически слышно было, как тяжело рявкают трубы, очень довольные тем, что хоть как-нибудь попадают в такт. Но все же это был вальс— хоть и рявкающий и смешной. Одна только флейта изгибалась на верху и чистенько подтанцовывала, засвистываясь в трелях. Видимо, ею хорошо овладел настойчивый ученичек.
До конца вальс все же не доигрался. Рассыпался. Одни рванули вперед, остальные остались ни с чем. Так бывает, когда второпях накладывают на подводу груз. Люди несут, кладут, а лошадь вдруг рванется, и ящики остаются на руках. Ай, ай, стоп, прр! Куда пошла, проклятая!
Четверговые недоразумения продолжались. Я их не ждал. Я забывал о них. Мой путь через музыку был короток. Я только проходил по лестнице от парадной до двери моей квартиры. Я прошел через много ассоциаций. Кроме медных раков, скачущих подвод, было и многое другое.
Но началось новое: я стал подыматься по лестнице в такт музыке..
Если бы на лестнице были люди я бы этого не делал, было бы неловко.
Но на лестнице большей частью никого не было, и я подымался по ступенькам в такт.. Правда, часто мне приходи
лось нелепо расставлять ноги, останавливаться на полушаге и
ждать, когда наладится прерванный такт (о, если бы меня кто-нибудь видел со стороны! Сколько безумия и склонности к безумию в каждой из нас...).
Нe знаю, чем бы это кончилось, но я опять уехал на месяц и, конечно, забыл о музыкальном кружке.
И только сегодня, час тому назад, я вернулся домой с работы, открыл дверь парадной и сразу вступил в радо
стную, свежую, щекочущую, взмывающую, прекрасную стихию марша.
Лестница сверху до низу была занята медным громом.
Густая масса уверенных звуков быстро и ловко перестраивалась на разные лады, уступала друг другу, подстегивала друг друга, изгибалась и загибалась правильными рядами.
Медный ветер, свист, звон и кожаные удары подхватили меня, взволновали. Я остановился внизу и слушал в восхищении. Как они научились! Как здорово играют!
Но думать было некогда. Стоять тоже было немыслимо. Под звуки марша я начал шагать в такт и, не заметив, как добрался до своей квартиры, — стал еще, как мальчик, топтаться перед нею, как на параде...
Я топтался не зря Я, действительно, чувствовал себя, как на параде, тут на маленькой площадке запыленной ле
стницы. Действительно, это был парад.
Это был самый законный из парадов: парад в честь победы организованности и силы над беспомощнистью и хаосом.
Е ф и м 3 о з у л я
ПАРАД

СИМУЛЯНТ

— Нельзя ли мне, доктор, путевку в санаторию? Я болею за социалистическое строительство!