НА ПОЧВЕ УТКИ

Д

обросовестный милицейский протокол занимает почти три страницы убористого канцелярского текста. Он строго выдержан в официальных тонах и в то же время до краев насыщен лирикой, обличительной горечью и гра
жданской скорбью по поводу огрубевших современных нравов.
«...Года 1929, января 24 дня, безработная гражданка Анастасия Игнатьева, состоя вышедшей из дому по первой росе, когда просыпаются птички на деревах и направляясь в мяс
ной ряд в отношении утки для прокорма семейства, каковое осталось со скукою ожидать родную мать.
«Но битые утки не имели веселости, ни зоба, ни задков, а скорее насмешку над безработицей СССР, и только лишь одна уточка была аккуратна, каковая сама просилась в жаркую печь хозяйки А. Игнатьевой.
«Названная А. Игнатьева, ощупав задок, осталась очарована, но вдруг появляется неизвестная гражданка В. Алексеева,
в глазах каковой заметна претензия, и бессердечно хватает молодую уточку, каковая, будучи до того убитой под острым ножом резника и беззащитная, уже ничего не может против нахальства человека - хозяйки. Но может зато безработная А. Игнатьева, не желая уступить покупку вредной женщине — похитительнице. И между ними растет недоумение, а именно
«Гражданка В. Алексеева, несмотря, что имеет безусловное образование по школе кройки и шитья, выразилась по отношению безработной А. Игнатьевой, что ей надо покупать собачьи обрезки, а не молодую уточку, каковая чересчур разорительна для честной безработицы СССР, чем и нанесла последней сердечную боль.
«А. Игнатьева горько сказала в ответ, что не утка ей дорога, но ей дороги голодные детки, каковые дожидают с базара любимую мать, и она без сомнения не попустит обидеть их и глумиться над ними со стороны каждой распущенной женщины, каковая остригла волоса, не пощадив своей женской чести и красоты.
«Вокруг лотка стал собираться народ, интересуясь происшедшим междометием и сочувствуя матери, каковая утирала слезы печали на материнском лице.
«После чего гражданка В. Алексеева развратно сказала по отношению безработной Игнатьевой: «Мадам, утри морду, грязь течет, ты за всю советскую власть ни разу не мылась!» На что безработная А. Игнатьева ответила по отношению Алексеевой: «Я тебе не мадам, ты сама потаскуха, дрянь не
счастная! Чихать я хотела в твои косые глаза!» После чего она, действительно, чихнула с крайней насмешкой, но не в гла
за Алексеевой, согласно угрозы, а в миску со сметаной на ларь
ке № 8, что подтверждается владелицей названного ларька, сказавшей: «Будьте здоровы, ма
маша, промахнулись. Чихали бы поаккуратней, а то глаз вы ей не залепили, а сметана скиснет!»
«После чего гражданка В. Алексеева стала вызывать свидетелей, а безработная Игнатьева продолжала выражать
ся, более материнским сердцем, по отношению Алексеевой раз
личными нервными словами, а именно: «тетеха», «мышья
дочь», «стриженный чижик» и другими, хотя ее и останавли
вали собравшиеся интересующиеся граждане, но велика была обида и слезы в ее сердце.
«Тогда гражданка В. Алексеева вынула молодую уточку из корзинки и швырнула бессловесную птицу на лоток № 8. сказавши: «На, подавись, все равно в ней потроха сухие, пу
пок, как пробка!», на что гражданка Игнатьева ответила: «Сама давись, я из твоих паршивых рук не возьму, я себе гуся куплю, чтоб ты лопнула от зависти!». На что владелица ларька № 8 сказала с обидою, приняв от них уточку: «Так нельзя, весь задок измарали, лапаете, а не берете».
После чего шум был прекращен явившимся постовым милиционером с поста № 16, и названные гражданки достав
лены, сохраняя взаимное горькое разочарование, в городское отделение милиции.
«В чем и составлен на почве утки настоящий протокол по требованию сторон, на предмет привлечения виновных по 159 ст УК».
Через месяц был назначен суд. В первый раз суд не состоялся, ибо обстоятельства инцидента показались заседателям недостаточно выясненными, и, кроме того, квалификация нервных слов безработной Игнатьевой вызвала в них со
мненья. Содержит ли в себе элементы оскорбления эпитет „стриженный чижик“? Надо ли считать нецензурным выражением слово „тетеха“? Имела ли ввиду безработная Игнатьева унизить гражданское достоинство Алексеевой, квалифици
ровав ее, как „мышью дочь“? По делу решено было произвести доследование и вызвать экспертов.
Второй раз, хотя следствие было закончено, и эксперты, всесторонне, детально и глубоко проанализировав стриженного чижика, дали относительно всех нервных слов Игнатьевой ис
черпывающее заключение,—суд не состоялся снова. Кому-то пришла в голову мысль освидетельствовать Игнатьеву со стороны нервной системы: владеет ли она задерживающими центрами, отвечает ли она за стриженного чижа.
К эспертизам филологов и юристов прибавилась экспертиза медицинская, туманно установившая у подсудимой „истерию в форме, несколько превышающей норму“. Переписка росла, дело пухло, колесо правосудия вертелось бес
прерывно, все набирая скорость, облипая все новыми и новыми параграфами, ссылками, статьями, показаниями, отношениями и заключениями.
Наконец, торжественное судебное присутствие с участием А. РАДАКОВ народных заседателей и сонма
свидетелей собралось разбирать
инцидент на почве утки в тре
тий раз. Заседание продолжалось без малого три часа.
Игнатьева была признана, в рассуждении стриженного чи
жика, виновной по I части 159 cтатьи УК, и пермский народный суд, определив меру со
циальной защиты, приговорил ее к штрафу в доход казны в сумме... десяти копеек. Издержки по оплате судей, экспертов, заседателей и аппарата выразились при этом в сумме 180 руб.
Выходя из суда и столкнувшись в подъезде с Алексеевой, Игнатьева, подперев бока руками, зловеще сказала:
— Ну, подожди. Получу с биржи пособие, рубля не пожа
лею, но уж отведу душу, вдесятеро обложу, будешь помнить!
А. Зорич
— Брось звонить! Чего ты аппетит портишь?
— 12 часов. Перерыв на обед. — Так мы уже полчаса
обедаем!

НАПРАСНАЯ

РАБОТА