Проект возрождения балета.

(Запрос А. В. Луначарского).

Московский делегат народного комиссариата просвещения А. А. Сидоров предъявил мне просьбу А. В. Луначарского сообщить свои предположения относи
тельно проектируемого Хореграфического Факультета при высшем институте сценических искусств. Нижеследующие мои соображения являются ответом на поступивший ко мне запрос. Я печатаю в „Жизни Искус
ства“ этот доклад вместе с сопроводительным письмом на имя А. А. Сидорова:
„Посылаю вам только что законченный мною проект „для намечаемого вами Хореграфического Факультета. „Я буду бесконечно счастлив, если заветные стремле
ния мои найдут хотя бы частичное осуществление. „Все дело, конечно, во времени. Я уверен, что план „реален, жив и необходим для России, как интегри„рующая тема собирающихся в воздухе современности „очищающих общественно-моральных и героических „импульсов. Благоволите передать А. В. Луначарскому, „что потомство будет считать его исторической заслу

гой, если он приведет в движение—в Москве или в

„Петрограде—проект, выросший в атмосфере науки „и духа.

„В виду высокого общественного интереса зани„мающего нас вопроса, вы не посетуете на меня за то, „что я не скрою своих соображений от гласности“.

Хореграфичеckuй факультет.

Хореграфический Факультет, в случае его создания, должен был бы включать нижеследующие кафедры и дисциплины.
На первом плане теория и эстетика классического танца, составляющая предмет особого самодовлеющего догматического курса. Материалом и объектом этой кафедры является классический экзерцис, во всех теоретических его обосно
ваниях, так как ни одно движение, исполненное в учебных упражнениях танцзала, не должно остаться без изучения, без изменений и без истолкования. Все в классическом балете держится на классном экзерцисе, который по богатству своего содержания даже превышает фонды
наличных исторических постановок. Он отнюдь не исчерпан ни Мариусом Петипа, ни другими выдающимися балетмейстерами. Среди богатств, рассыпанных в этой области Иогансоном, остались еще целые клады неиспользованных на
следств, которые в позднейшей эпохе еще не раз найдут применение и ответят новым потребностям хореграфии. Так хиреющий в настоящее время мужской танец, который по природе своей дол
жен быть всегдашним питомником героического начала в балете, от прикосновения к многооб
разной технике Иогансона воскреснет, как Антей от прикосновения к земле. Тут лектору откры
вается большое поле для критики танцев, все более и более суживающихся в своих современ
ных берегах и последовательно застывающих в опаснейшем состоянии аморфной мягкости и сла
щавости. Мужской характер танца постепенно утрачивается, и танцовщик останавливается перед альтернативой: сделаться простым грубым акроба
том сцены или же выродиться в какое-то бисексуальное существо, с ненормальным преоблада
нием женского начала. При широком же изучении классического экзерциса лектор окажется перед задачею истолковать решительно каждое Pas, при чем такое истолкование, в отдельных случаях, по своему объему и по сложности может соста
вить предмет целой диссертации. В первую же голову сам профессор должен уметь растворять классические схемы танца в соответствующие зву

ковые рисунки. Он должен отчетливо знать, под какую музыкальную фигуру делается тот или дру

гой батман, то или другое вращение ноги на полу и в воздухе, простое или сложное фуэтэ. Он должен понимать, под какую музыку на сцене, развертываются величественные темпы элевации образующие всегда вдохновеннейшую часть спек

такля, где артист и артистка принимают различное по типу участие. Вообще говоря, руко

водитель этой догматической кафедры должен дать всестороннюю и углубленную теорию основ

ных принципов классического танца. Принцип выворотности, en dehors, должен получить ши
рочайшее освещение. Танец на пальцах, апофеоз вертикальности в балете, получит теоретическое утверждение, как незыблемый канон классической хореграфии. Равно всесторонне должны быть изучены и истолкованы формы баллона и элевации, всех прыжков и полетов, разновиднейшие раз
вороты тела, широкое царство флоры в структуре классных движений и поз. Растительный элемент преизбыточествует в культуре женского танца и потому должен быть определенно изучен и от
граничен от области животно-человеческого и духовного элемента, преобладающих в системе мужского искусства и в пограничных с нею смешанных областях.
В заключение я должен сказать, что серьезнейшею задачею для такого профессора явится не только исправление словаря танца, изобилую
щего отвратительными жаргонными нелепостями, унаследованными от специальных французских руководств, но и создание новой терминологии соответственно с духом нового понимания трактуе
мых предметов. Еще господствующая в балете французская терминологическая гегемония, объяснимая исторически, даст место новым наимено

ваниям, не галльской окраски, а общероманского

происхождения, во всем богатстве волевых и экспрессивных средств. В высшей степени жела

тельно получить, наконец, и русскую терминологию для русского балета.
Такова первая основная кафедра проектируемого Хореграфического Факультета. Ближайшим образом примыкает к ней кафедра, предмет ко
торой составит античная орхестика. Сюда войдет изучение греческих танцев по первоисточникам, к числу которых надо отнести Полидевка, Лукиана, Атенея, Гомера и его древнего истолкователя