„А ТЕПЕРЬ ПОСЛУШАЕМ

Радиолюбители уже поняли, о чем будет речь,— да, о так называемых музпояснениях музруков «Радиопередачи»...
Ровно год назад на этих же страницах я призывал нашу критику запяться тем, что делается в радиовещании, «куда не заглядывает критика». Я остался гласом, во иющим в пустыне, — однако в радиосферах некоторый переполох произвел. И истекший радиосезон прошел в «Радиопередаче» под знаком несомненного выравнения репертуарной линии — в сторону от эстетского ака
демизма, от квасного народничества и от былого беспардонного обывательства концертных про
грамм. Во всяком случае, с содержанием программ концертов этого сезона примириться можно, — тем более, что дело это новое и трудное...
Гораздо хуже обстояло дело с трансляциями опер. Здесь музруки «Радиопередачи» проявили самый удручающий хвостизм: идя на поводу у обывателя, требующего «знакоменьких мотивчи
ков», давали без разбора всю заваль и рухлядь репертуара московских оперных театров. И вот тут-то в полной мере сказалась живучесть той особенности радиопередачных музпояснений, ко
торая была констатирована мной еще год назад: полное отсутствие сколько-нибудь критического, марксистского подхода к самому факту передачи культурного наследства буржуазии трудящимся широким массам, безоглядные восторги и чисто
психопатическое отношение к транслируемому материалу, наивнейший идеализм (из музыкальных «Иловайских») при оценке оперного творчества...
Только благодаря сильно понизившемуся за годы революции культурному уровню среднего интеллигента, можно стало безнаказанно «вещать
в микрофон такие вещи, какие слишком часто приходится слышать через ст. им. Коминтерна.
В особенности одна манера заслуживает резкого отпора. Рекомендуя трудящимся какого-ни
будь композитора или писателя, музпояснители
считают нужным его «реабилитировать» перед пролетариатом.
Вот, напр., какую характеристику Р. Вагнера пустил в эфир глава радиопередачных музпояснителей, С. Чемоданов:
— Вагнер был революционером не только в искусстве, но и в жизни... Он чувствовал па себе тяжелую руку капитала... Оперные антрепренеры не хотели ставить его произведений... Он всю жизнь не находил себе пристанища, как его «Моряк- скиталец»...
Хорошенькое представление получит о Вагнере пролетарский радиослушатель!.. Не знаю, надо ли говорить, что — как раз наоборот: дружба и царственная «антреприза» короля Людвига ӀӀ, при
жизненное призвание, «резиденция» в Байрейте, смерть в царской роскоши палаццо Вендрамин в Венеции... А между тем обо всем этом, чрез
вычайно существенном для Вагнера, как идеолога молодого германского империализма, — ни слова! Почему? Зачем С. Чемоданову понадобилось выдавать Вагнера за какого-то пролетария и рево
люционера? Или он думает, что его «чумазыйслушатель немедленно повернется задом ко всем
этим Вагнерам, узнав, что они не «товарищи», а «буржуи»? Уверяем, что новый слушатель умнее, чем о нем барственно думают наши музпояснители.
Даже на Листа С. Чемоданов пытался навести какой-то красный лак! Заботливо было упомянуто, что Лист в молодости увлекался бывшим тогда в моде «утопическим социализмом», но ни слова о том, что он вращался в аристократической среде и умер попом. Радиослушатель из трудящихся в полном праве считать Листа «социалистом»— без пяти минут пролетарием — «своим братом»...
А о Чайковском — что говорилось! Трубки свисали с вянущих ушей!.. Вот буквально:
— Чайковский отдал большую дань русской песне... Хотел перенести музыкальную культуру За
пада в Россию... Когда Чайковский думал о будущем, оно представлялось ему озаренным счастьем...
В два счета музыка Чайковского перемалевана в бодрое и здоровое, почвенное, но без тени узкого национализма творчество. Чепуха и фальсификация!
А вот как конферирует трансляцию «Русалкидругой музпояснитель, Георгий Поляновский: был, дескать, «развратный князь», «помещик и барин», которого светские приличия и хороший тон за
ставляют жениться на девушке своего круга,— и вот опера-то и вскрывает «столкновение клас
сов»!.. Слова в кавычках — были произнесены буквально. Трагедия в том, что, плетя этот вздор, музпояснитель, вероятно, не на шутку считал себя «марксистом»...
Столь же обывательский характер носят и музпояснения концертных программ, как только они пытаются выйти за пределы хронологических дат и сухих фактов. Недавно Георгий Полянов
ский, музпоясняя исполнение возвещенных «Весныи «Любви» из «Самсона и Далилы». сказал (буквально) следующее:
— Обычно соединяют эти два понятия, потому что, действительно, весна порождает любовь.
И этой пошлостью ограничился.
Не довольно ли?.. Еще два характерных ляпсуса.
Музпоясняя какой-то номер из «Тангейзера», музпояснитель упорно именует эту чистейшей воды оперу — «музыкальной драмой»... Конферируя совсем на-днях «Демона», он же объявил, что «Демон» написан Лермонтовым в... 1857 году. А умер Лермонтов, как известно в 1841 году...
Итак, вот что слушает и чему научается свежая, неискушенная стотысячеголовая аудитория «радио-народа»! Вот что вещается с этой стратегически, тактически и всячески важной командной высоты нашего культурного фронта!
Не приходится удивляться, что, когда открыты были мощи св. Февронии Муромской, что в Ак-ах, эти музпояснители немедленно втащили их на самую вершину этой «высоты», — чем по нраву стяжали себе титло «радиоапостольных»... И дважды совершили перед ракой установленное каждение.
А простоватому радио-народу объявили, что это не «церковное», а «народное».
В. БЛЮМ.