«Никак нельзя, — вещает т. Горбачев, — перед лицом эфросовского ВСП и неизжитого капитулянтства Воровских и Полонских говорить об отсутствии правых опасностей».
И вдруг после этого решительно заявляет о «творческом усилении левого крыла попутчиков, довольно четко противостоящих сменовеховцам»..., о появлении за последние годы ряда «левых попутчиков, весьма значительных в своих художест
венных достижениях и быстро растущих», о «твердо-революционных в своем творчестве» Маяков
ском, Тихонове, Бабеле, Асееве, Малышкине, Вс. Иванове, Сейфуллиной!
Значит — не так уж страшно, т. Горбачев? Значит — не окончательно уж все потеряно? Есть и «левые опасности» для правых буржуазных и мелкобуржуазных писателей? Так в чем же дело?
А дело вот в чем.
«При умелой политике, — говорит т. Горбачев,— мы можем (не раз это удавалось) привлечь к союзу с пролетарским литературным крылом этих действительных попутчиков и при помощи их влияния, про
тивопоставленного Эфросам и Замятиным, завоевать массу колеблющихся средняков, среди которых водятся такие художественно-крупные фигуры. Колеба
ния «левых» к Замятину и К° объясняются тем, что им показалось, будто бы пролетлитература начала сдавать свои позиции.
При переходе на язык практической жизни это означает, что секрет «умелой политики» на
ходится в руках Горбачева, Лелевича, Родова и иже с ними, что если левым попутчикам «показа
лось, будто бы пролетлитература начала сдавать свои позиции», так это только потому, что ни Горбачева, ни Лелевича, ни Годова и т. д. нет теперь в руководящем ядре ВАПП‘а. Иными сло
вами, т. Горбачев все сводит к старой теме о ФОН и пытается еще раз хотя бы намеком утвердить в этом вопросе точку зрения свою и своих единомышленников.
хотите противопоставить ФСП — ВСП, вы говорите о левом блоке против правого, вы хотите явно отмежеваться, считая Федерацию при вхождении в нее союза писателей национальным бло
ком литературы. Вы рассматриваете Федерацию, как узкое объединение Бардиных, Родовых, Лелевичей и др. — и только. Реальное политическое значение вопроса о попутчиках вами совершенно не учитывается. Вы хотите в советской литера
туре создать из Федерации какую-то крепость, в которой вы сидели бы закованными с головы до ног в боевые доспехи и время от время стреляли чрез амбразуру. Так, товарищи, вести «мирноорганизаторскую работу» нельзя!
Теперешняя руководящая группа ВАПП‘а отлично отдает себе отчет, что включение в Федерацию ВСП сопряжено с большими опасностями,
что предстоит упорная идеологическая борьба с правыми писателями за отвоевание колеблющихся, неустойчивых попутчиков. Однако на эту борьбу пойти надо и именно путем не отрыва от ВСП, а совместной с ним работы. Хотя ВАПП и сильна, как организация, объединяющая около 3.000 пролетписателей, однако вокруг ВАПП’а группируется не так много попутчиков. При желательном Горбачеву объявлении войны с ВСП эта промежуточная группа отойдет от ВАПП и вместе с ле
выми элементами писательства, имеющимися у ВСП, сильно упрочит позиции этой последней организации.
Выгодна ли будет для нас такая ситуация? Двух мнений на этот счет быть не может. Ясно,
что мы должны создавать в нашей литературе не две разных дороги, а одну дорогу, на которой
идеологическое соревнование будет проистекать как классовая борьба, перенесенная культурной революцией в сферу художественной жизни. При этом не нужно преувеличивать опасностей, якобы представляемых ВСП. Нельзя забывать, что ВСП вовсе не твердо цементированная буржуазная ор
ганизация, а конгломерат смешанных элементов, в том числе и левых.
Но само собою разумеется, что сотрудничество с ВСП в ФСП должно быть обставлено некото
рыми условиями, как-то: обязательным принятием в основу деятельности резолюции ВКП (б) о художественной литературе, отводом лиц, скомпро
метированных литературно-политическими выступлениями, свободой для ВАПП критического обсуждения буржуазных уклонов у попутчиков, борьбой против внутренней эмигрантщины и т. д.
Словом, пусть происходит борьба, «мирно-организаторская» борьба. Классовые противоречия не изжиты. Но только не отказ от борьбы под ви
дом горделивого самоотмежевания. ВАПП должна представлять собою стройную монолитную организацию. Тогда она сможет занять в Федерации по
ложение проводника коммунизма и стать орудием партийного руководства.
Сомневаться же в исходе нашей борьбы на фронте культурной революции не приходится. Конечно, культивировать лозунг «шанками закидаеммы не собираемся, но нельзя же быть и таким маловером, чтобы при диктатуре пролетариата бояться встречи с политически поверженным про
тивником на почве идеологической решительной схватки. ГАЙК АДОНЦ
классовая борьба не прекращается но она изменяет свою форму, ибо пролетариат до захвата власти стремится к разрушению данного общества, а в пе
риод своей диктатуры на первый план выдвигает «мирно-организаторскую работу».
Партия говорит об «известном сотрудничестве с буржуазией», о «мирно-организаторской работе», а вы, т. Горбачев, с вашими единомышленниками
Как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте.
Но с другой стороны:
если до захвата власти пролетарская партия разжигала классовую борьбу и вела линию на взрыв всего общества, то в период пролетарской диктатуры перед партией пролетариата стоит вопрос о том, как ужиться с крестьянством и медленно переработать его; вопрос о том, как допустить известное сотрудничество с буржуазией и медленно вытеснять ее.
Вот видите, как осторожно ставит партия вопрос о своей художественной политике: медленно переработать крестьянство, медленно вытеснить буржуазию. Оно и понятно:
Перечтите еще раз эту резолюцию. Там совер
шенно ясно сказано: