КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Кукольный театр, как и всякое подлинное искусство, нуждается нe в ремесленниках, работающих исключительно ради заработка, но в преданных делу и обладающих весьма разносторонними талантами людях. Руководитель кукольного театра должен знать толк в искусствах изобразительном, музыкальном, драматическом и режиссерском и быть мастером в управлении куклами и искусстве диа
лога. Разделение двух последних функций—кукловодительства и рецитации—в высшей степени не
желательно; оно не только удорожает спектакль, но и вредит художественному впечатлению от спек
такля. Но были мастера, которые соединяли в себе одновременно вое вообще искусства, необходимые для создания кукольного спектакля (Пауль Бранн, например, а также некоторые из бродячих комедиантов).
Виды и формы кукольного театра—чрезвычайно разнообразны. Можно говорить о профессиональном и любительском (кукольном театре, о бродячем и постоянном, простонародном и аристократическом, взрослом и детском, театре марионеток и театре петрушек, не говоря уже о более редком виде театра—теневом. В отношении к. стилю и содержанию он может быть натуралистическим и условным, литературным и пластическим героическим и сатирическим, религиозным (вертеп или ясли) и свет
ским, консервативным и революционным, и все эти виды имели своих выдающихся представителей.
Вот лионский коробейник (кольпортер), патриарх французского кукольного театра. Лоран Мургэ,
умерший в 90-летнем возрасте (1745—1844), бродячий комедиант, которому воздвигнут памятник в Лионе. Последние годы он жил в Лионе оседло, играл для рабочих. Им создана фигура Гиньоля, вытеснившая со сцены кукольного театра Арлекина и Полишинеля, которых заменил образ лионского текстильщика с его положительными и отрицательными сторонами.
Вот выступивший несколько позже патриарх чешского кукольного театра, часовщик и механик Матвей Копецкий, умерший 85-летним старцем (1762—1847) и при погребении записанный в церков
ных книгах как нищий. Этому нищему в 1905 г. поставлен памятник в Тыне, тле он умер, а в прошлом году Чехо-Словакия чествовала его память по случаю 80-летия со для его смерти. В 1911 г. у Копец
кого сгорел дом, тогда он бросил свое ремесло и стал бродячим комедиантом. Он умер накануне зна
менательного для Чехии 1848 г. и был одним из «будителей» чешского возрождения, работавшим на пользу своего народа, не среди полуонемеченного
среднего класса, а среди чешского крестьянства. За 37 лет странствовании он дал свыше 18.000 представлений, обслужив более 360.000 зрителей. Успех Ко
пецкого вызвал к жизни множество подражателей, часто бездарных, уронивших значение кукольного театра, но с 1902 г. в Чехии начинается эпоха но
вого возрождния кукольного театра; в этой стране было уже два съезда марионетчиков до европейской войны (в 1903 и 1904 гг.) и два после войны (в 1924 и 1925 гг.). С 1912 года в Чехии издается специальный журнал, посвященный кукольному театру, в то время, как в Германии такой журнал издается лишь с 1925 г. Ни в одной стране так не культивируется кукольный театр, как в Чехословакии, где его насаждают в школе и армии [*)] и где его поддерживают такие разнообразные учреждения, как Масариков институт внешкольного образования, сокольские ор
ганизации и рабочие клубы. Репертуар кукольного театра в Чехо-Словакии соответствует общему характеру этой страны, в которой в настоящее время у власти стоят аграрии и клерикалы: рыцарские,
сказочные и патриотические пьесы—главное его со
держание. Новинками являются лишь гигиенические пьесы (в роде «Бацилинка»—от слова бацилла),
ла пьесы модернизованного полусказочного характера, в роде «Принцессы Нефти». Требования осо
временить репертуар, звучащие в социалистической печати, пока еще не нашли отзыва на практике. Только Кашпарек (Петрушка) и его разновидности (Шнейбль) слегка затрагивают политику в своих болтливых выступлениях.
Третий патриарх—на этот раз немец, мюнхенский марионетчик для детей, скромный регистратор «па
па Шмид», умерший также в почтенном 90-летнем возрасте (1745—1844). Будучи любителем марионеточного театра, он приобрел в 1858 г. за 300 гульденов небольшой, но изящный по тому времени домашний кукольный театрик у одного баварского ге
нерала и стал давать по праздникам в течение зимы представления для мюнхенской детворы. В 1900 г. город построил для этого театра отдельное здание
со зрительным залом на 300 мест, расположенных эмфитеатром. Такие здания имеются пока только в Италии и Швейцарии и скоро будут в Чехо-Словакии (в Пильзене). Большая часть пьес для театра «папы Шмида» написаны другим талантливым дилетантом графом Поччи, карикатуристом и поэтом
(1807—1876), которым оставлено 41 кукольная пьеса и который считается классиком кукольной детской сцены. На его пьесах заметно влияние народных немецких пьес для кукольного театра и сказочных пьес Раймунда, а их сатира ведет свое начало от Гейне и романтиков; все эти элементы в результате создали особый жанр детской марионеточной пьесы, с забавным и милым детскому сердцу Поччиевским Касперлем Ларифари (Петрушкою), без которого не
обходится ни одна пьеса. Эти пьески переиздаются
и ставятся и до сих пор, с незначительными изменениями применительно к современности.
Знаменитости в области кукольного театра имеются и в настоящее время. Театр мюнхенских ху
дожников, основанный Паулем Бранном в 1904 г. и пользующийся успехом не только в Германии, но и в Голландии, куда он ездит на гастроли: Баден
Баденский театр Иво Пугонни (род. в 1876 г.), сушествующий уже 17 лет: Нью-Иоркский театр ху
дожника и скульптора Тони Сарга; Палермский простонародный театр семейства Греско, существующий уже 80 лет; может быть, еще 2—3 театра, удельный вес которых пока еще не вполне выяснился.
До революции о кукольном театре у нас b СССР говорили мало, а делали еще меньше. И все же те, которые говорили о кукольном театре, говорили о нем не напрасно. Постепенно в сознание передовых людей проникла, мысль о том, что кукольный театр— не детская забава, а важный культурный фактор. И вот·, как только явилась возможность
Куклы Украинского вертепного театра
[*)] 210 спектаклей в казармах Чехии в течение
1925 года.