За новый хореграфический театр

(Продолжение. См. №. 25 «Ж. И.» Окончание см. в след. №). Засл. артист акбалета Л. ЛЕОНТЬЕВ
Не придерживаясь точно вопросов анкеты, отвечу следующее.
Вопрос о создании балетного спектакля с современным сюжетом — вопрос не сегодняшнего дня. Такой спектакль настойчиво просится на сцену уже давно. Все сюжеты, кроме символических, имеют на это право. Хооеграфическое искусство богато материалом для всевозможных сюжетов, при ТОМ условии, если танец будет действенен и
созвучен драматической части спектакля. Даже акробатика (я ее мыслю статичной, в преломлении классического танца) имела бы место в конструкции балетного спектакля, не говоря уже о физкультурных движениях, которыми так насыщен антич
ный мир, имеющий родственную идеологіию с современной культурой тела.
Что касается мимико-драматического элемента в балетном спектакле, который принято называть
пантомимой, то обновить его есть масса средств. Конечно тут помогли бы, как руководство к это
му обновлению, драма и кино. Но, повторяю, это— как средство, а не как достижение. Это—мой практический вывод.
Артистка акбалета В. ИВАНОВА
1) Танцевальный спектакль с современным сюжетом, конечно, возможен, но сюжет не является основным условием современности спектакля. Форма — основа спектакля. Она отыскивается балетмейстером. Считаю, что наша литература может помочь в разрешении этого вопроса.
2) Принципиально ни один из элементов танца не отбрасывается, но в каждом отдельном случае участие того или иного из них в спектакле опре
деляется балетмейстером. Думаю, что композитору спектакля построить таковой на основе классического танца легче, чем на другой основе.
3) Ha основе элементов акробатики, физкуль- Артистка акбалета В. КОСТРОВИЦКАЯ
Прежде всего следует говорить 0 школе; необходимо в корне изменять всю систему воспитания балетных работников, так как таковое ведется по старым установленным канонам и сводится к бессмы
сленному механическому заучиванию приемов, не освещенных никаким смыслом и значением, будь то классика, акробатика, характерный танец или пан
томима. Учащийся чаще всего задалбливает, показываемое ему преподавателем, не трудясь узнать, зачем он это делает, стремясь только хорошо выполнить показанный ему прием.
Невозможно говорить о нужности или ненужности классики, акробатики и т. п., пока все это будет исиользовываться и толковаться, как сцени
ческий эффект; необходимо создать культурновоспитательную систему, заключающую в себе общие принципы творчества актера и режиссера,
подобно существующим в драме (Станиславский, Мейерхольд)), в которую все танцевальные формы

Артист акбалета А. ХРИСТАПСОН

Создание танцевального спектакля на современный сюжет необходимо, но вместе с тем страшно трудно, а потому требует наличия крупных балетмейстерских сил.
Построение современного хореграфического спектакля возможно на основе любой формы дви
жений (классика, акробатика, физкультура и др). лишь бы оно выявляло, а не затемняло замысел автора и было бы занимательным зрелищем.
Условный жест если он не выразителен дол жен быть уничтожен. Однако, мы знаем примеры,
В отношении материала для балетмейстера из новой музыки для создания хореграфического спектакля на современные темы затрудняюсь быть авторитетным. Но мне кажется, что новое творчество было бы рациональным при условии совместной работы либреттиста, балетмейстера и композитора.
Относительно изменений в организации современного балетного театра для наиболее продук
тивной творческой работы было бы желательно признать следующее: продуктивная творческая работа мыслима только тогда, когда актер имеет комплекс театральных знаний для создания сце
нических образов. Надо прежде всего дать знание и радость творчества сценическому работнику, а потом говорить об экспериментах. Моя ставка, в этом направлении, как педогога—на школу. Пра
вильно поставленное в школе художественное образование и воспитание на основах современного требования к актеру сделает его эластичным для всякого рода творчества и для экспериментов, но
лишь под руководством художественного авторитета.
турного движения и т. д. построить спектакль считаю весьма трудным, но участие их в спектакле — даже в большой степени — допускаю.
4) Средств к обновлению балетной пантомимы кроме таланта актера не знаю. Жест драмтеатра
таким средством не считаю, так как думало, что он бледнее и беднее нашего. Самостоятельного, присущего только кино, жеста — не знаю.
5) С новой музыкой плохо знакома. Думаю, что не всегда левая музыка будет соответствовать современному спектаклю. Музыка типа Глазунов
ской «Раймонды», по моему, найдет применение в современном балетном спектакле.
включатся как служебный материал; только при подобной реформе может бытъ речь о настоящем современном спектакле.
Главный вопрос—пантомима, организация которой должна итти, с одной стороны, следуя принци -
пам драмы и кино, с другой, возможно плотнее слиться с танцем, дабы осмысленно обновить каждое движение и сделать его выразительным.
Музыка может быть определена только общей формой будущего спектакля, строго соответство
вать всем его заданиям, но, исполняя подсобную _ роль, тем не менее должна отвечать и всем чисто музыкальным требованиям.
Исходя из всего этого, считаю необходимым реорганизацию училища и учреждение экспери
ментальной студии при театре, с привлечением для работы в ней режиссеров драматического театра, музыкантов и пр. лиц, могущих способствовать организации дела.
когда актеры, пользуясь именно этим жестом достигали наибольшей выразительности (Павлова,
Кшесинская, Карсавина, Чекрыгин, Леонтьев и др.). Следовательно, вопрос не в самом жесте, а в уме
нии его применить. Балет должен воспользоваться
всеми достижениями современного искусства, но брать за образец драму или кино нет никакой
пользы, ибо у первой есть живое слово, а кино прибегнет постоянно к пространным объяснениям
на экране, следовательно, их жесты недостаточно выразительны.