П.М. Кудрицкий
В Киеве трагически погиб на 33-м году жизни ре
жиссер Государственного Украинского Театра «Березиль
П. М. Кудрицкий. Он утонул, купаясь, в Днепре. Нелепая смерть .. Преждевременная крупная потеря молодой украинской театральной культуры.
Кудрицкий был одним из надежнейших и способнейших учеников-соратников Леся Курбаса. Кудрицкий был одним из основателей «Березиля» и самым активным тру
жеником режиссерского штаба театра. Это был страстный экспериментатор, непрестанно искавший новых сценических систем, лучших технических средств, оригинальных форм и т. д.
Кудрицкий заботился привить украинскому театру европейскую культуру, он стремился поднять юный национальный театр до вершин первоклассных театральных орга
низмов. На пути к этой цели «Березиль» одержал много по
бед. Самые тяжелые этапы— позади. Теперь этот театр подошел к желанным высотам.
Большая доля достигнутых
им успехов — плод старатель ного труда Кудрицкого.
Огромная и важнейшая заслуга Леся Курбаса в том, что он привлек к себе искренне любящих театр революционных молодых энтузиастов и дал им возможность про
являть инициативу и творчество. Курбас энергичнее всего работал над созданием режиссерского кадра. Блестящий строитель, он выпустил целую плеяду своих режиссеров и в том числе — Кудрицкого, обеспечив тем рост и процветание руководимого им театра.
Кудрицкий в области режиссуры сделал ряд замечательных работ. Из них постановка «Коммуна в степяхприобрела широкую известность.
Кудрицкий был также и теоретиком театрального искусства. Его критические статьи и очерки по истории украинского театра достойны серьезного внимания.
Д. МЕЕРОВ

Ижевск

В настоящем летнем сезоне эксплоатация летнего театра и сада перешла в руки Культ‘отдела Завкома Ижевского завода. Организация эта— солидная и денежная, и ижевцы вправе были ожидать лучшей постановки театрального дела, чем в предыдущие се
зоны. И не ошиблись. Завкомом была приглашена отличная труппа, сформированная Моспосредрабисом на гарантию в 4000 р. под упр. гл. реж. М. К. Константинова. В состав этой труппы вошли: Л. П. Борегар, Н. К. Гофман, В. Ф. Кручинина-Валуа, В. И. Константинова, С. Н. Лаппа, М. А. Сарнецкая, Л. А. Степанова, Л. Н. Паули, Т. Г. Короленко, И. Д. Якобсон, К. Н. Вертышев, А. В. Мило
славский, Я. В. Орлов-Чужбинин, С. А. Петровский, Н. И. Успенский, В. К. Петров-Кирилица, Н. В. Извольский, В. В. Кирилин, Э. Н. Даль, В. И. Володин, И. В. Хмара, Г. В. Дыбов. Из пьес прошли: «Мандат» (самый большой успех), «Воздушный пирог», «Конец Криворыльска», «Иван Каляев», «Безмужница», «Волчьи души», «Хамка», «Неиз
вестная», «Лес», «Парижские нищие», «Петр III», «Генрих Наваррский» и др. Пьесы обставляются режиссером Константиновым любовно и тщательно, чем ижевцы не избало
ваны. Цены местам не высокие (от 1 руб. до 15 к.). Дела хорошие: за июнь, напр., взято около 7000 руб. Труппа пользуется неизменным успехом у рабочей массы. Особо нужно отметить С. А. Петровского; это — актер большого яркого дарования. Хороший вдумчивый актор — А. В. Милославский (герой-любовник). Определенный успех имели также Н. И. Успенский (комик) и К. Н. Вертышев (герой-резо
нер). Из женского персонала выделялись М. А. Сарнецкая (героиня), актриса большого темперамента, Борегар, Гоф
ман, Кручинина-Валуа и Константинова. Из молодежи нужно отметить Кирилина, Володина, Степанову и Паули. Труппа заканчивает сезон 15 августа.
ГАМ
Тифлис
Весенний сезон по старой традиции явился сезоном приезда гостей с севера. МХАТ, неизменно из года в год гастролирующий весной в Тиф
лисе — в виде ли своей центральной группы или студий— в этом году был представлен МХАТ‘ом II, с Чеховым во главе. В репертуаре: «Сверчок на печи», «Эрик ХӀѴ», «Блоха», «Расточитель», «Гибель Надежды», «Двенадцатая ночь», «Потоп» и «В 1825 г.». Всего было дано 23 спектакля — главным образом, в театре гос. оперы, иногда — на
раллельно — в театре Руставели. Наибольший успех выпал на долю «Потопа» (прошел 6 раз). Успех материальный и художественный — полный. Последний спектакль сопрово
ждался горячей овацией: занавес был поднят 20 раз. В театре Руставели прошли спектакли Варв. Алексеевой- Месхиевой со своей труппой, затем спектакли моск. Театра Сатиры, привлекавшего публику главным образом обозрениями «Насчет любви» и «Мишка, верти». В течение недели гастролировал состав эриванской гос. драмы (армянской), показавшей крепкий ансамбль и заметный в армян
ском театре сдвиг в области постановочной («Бубус», «Яд», «Тартюф»; режиссер Л. Калантар). Грузинская гос. драма в течение весны совершила поездку по Зап. Грузии, Абхазии и Аджаристану («Гамлет» и др.).
Летом музыкальная жизнь Тифлиса сосредоточивается всецело на концертах симфонической музыки в клубах-са
дах. По примеру прошлых лет организацию концертов взял на себя культотдел Совпрофа Грузии, пригласивший со
став оркестра гос. оперы (40 чел.) во главе с дирижером оперы засл. арт. С. А. Столерманом. Концерты происходят в 4 клубах: Центр. Рабочем, Новом Рабочем, Совторгслужащих и им. Орджоникидзе (бывш. сад Муштаид), причем
три раза в неделю поочередно в клубах — симфонические собрания с солистами. Оркестр гос. оперы — долголетний (некоторые музыканты бессменно играют по 25—30 лет),
спаявшийся, сыгравшийся коллектив. У дирижера Столермана — большой опыт, большая преданность своему делу, несомненные музыкальные достоинства, но вялость ритми
ческого чувства. Репертуар на протяжении ряда лет — мало разнообразящийся, остановившийся на пороге текущего столетия; делаются попытки к его обновлению: обещаны Скрябин, Мясковский, Черепнин. Тематический характер программ (вечера Чайковского, Римского-Корсакова, Дворжака, французов) придают программам симфонических собраний наглядную цельность. Несколько концертов было отдано музыке композиторов грузин (Палиашвили, Баланчивадзе, Аракишвили) и армян (Спендиаров, Тер-Гевондян). Среди солистов следует отметить выдающееся дарование молодого скрипача Як. Бродского. Бродский два года на
зад кончил тифл. консерваторию и предполагает выехать для усовершенствования за границу. В игре Бродского привлекает сочетание отличной виртуозности с завидной чистотой эмоции и ясным пластическим чувством.
Симфонические концерты имеют в каждом клубе свою аудиторию, и везде огромную, внимательную и живо реагирующую; главный контингент слушателей — члены профсою
зов; наиболее пролетарская аудитория — в клубе им. Орджо
никидзе. Интересно, что симфоническая музыка, ежедневное предложение которой летом покрывается так блестяще, почти не имеет места в зимнем обиходе Тифлиса, кроме эпизодических концертов для обрамления того или другого заезжего солиста. Тифлисская консерватория уже много лет не чувствует сил «поднять» на себя дело периодических зимних симфонических концертов.
На закавказской сел.-хоз. выставке играл симфонический оркестр гос. оперной студии под управлением нар. арт. Ив. Палиашвили.
Идет подготовка к зимнему сезону. В опере заканчиваются переговоры с режиссером Н. Н. Боголюбовым и те
нором Виттингом. Театр Руставели по прежнему будет отдан грузинской драме и по одному дню в неделю для драмы армянской и тюркской. Из ассигнованных на зимний сезон средств (200.000 руб.) грузинской драме отдается 100.000 руб., опере — 45.000 руб., русской, армянской и тюркской — по 15.000 руб. В наступающем сезоне делается серьезная попытка оживить дело постановки рус
ской драмы. Тифлис и Баку будут обслуживаться реорга
низуемым Бакинским Рабочим Театром; каждый город будет иметь самостоятельную труппу с обменом главными силами. Спектакли предполагаются в Красном (бывш. Нардом) и в Малом театрах. Предполагается филиал в Батуме. Руко
водитель БРТ т. Пессимист выехал в Москву для набора сил. В. Т.