Он представлял собою такую амальгаму, качество которой в таком составе история больше не повторит.
Этот коммунист, глубоко преданный рабочим массам, видящий в них и в их борьбе залог по
беды, коммунист, преодолевший в себе буржуаз
ный индивидуализм, был одновременно великим индивидуалистом. И вся партия до последнего ее члена знает, что такого борца, как Дзержин
ский, с этим сочетанием воли и веры, мы больше иметь не будем.
У гроба Дзержинского будут стоять, опустив головы, не только рабочие Союза Советских Рес
публик, среди которых он работал последние 10 лет, не только рабочие Польши, в рядах которых он боролся всю юность свою и для кото
рых он по сегодняшний день был боевым товарищем, но и томящиеся в тюрьмах рабочие всех стран, для которых его имя было лучем надежды.
Смерть Дзержинского вызовет бешеную радость в сердцах мировой буржуазии. Умер создатель и глава ЧК. Эта весть разнесется по всему миру и окрылит надеждой наших врагов. Но они ошибутся.
Так же, как смерть Ленина вызвала в рядах рабочих масс чувство необходимости крепче сомк
нуть ряды, так и смерть Дзержинского вызовет в широких массах не только воспоминание о вели
ких днях Октября, о героических годах борьбы
и интервенции, но и волю к тому, чтобы собрать всю энергию для завершения того дела, которому Дзержинский посвятил пламя своих последних лет — дела строительства социализма.
КАРЛ РАДЕК
Памяти Феликса
Феликс Дзержинский — имя, известное всему миру. Знающие его не только в те редкие интервалы его трудовой жизни, когда он просто жил, как все другие, но когда он жил и действовал, ни
когда не забудут трепетной красоты его образа: в такой момент он не просто боролся, он горел великой напряженной борьбой, он был человеком
великого устремления не на словах, а подлинным существом своего духа.
Вспоминаю Феликса в момент его назначения держателем судеб нашего транспорта. Он весь охвачен гигантской тревогой, дело для него со
вершенно новое, транспортная разруха доходит до последнего предела. Без преодоления ее нет никакой возможности вести хозяйственное стро
ительство. С какой настороженностью встретили это назначение опытные работники железнодорожного транспорта. Никто не сомневался, что Фе
ликс умеет поражать мечом революции, но сумеет ли та же рука правильно направить рычаг полусокрушенного транспорта? Вспоминаю, как быстро рассеялись опасения, как быстро Феликс стал подлинно центральной фигурой в шеренгах действительных борцов с транспортной разрухой.
Нужно было видеть тревогу, опасения, заботы и волнения тов. Дзержинского в это первое время его работы в ВСНХ, чтобы еще задолго до его преждевременной кончины по достоинству оценить
ту великую жертву, которую принес этот человек на этом последнем своем жизненном этапе.
На последнем заседании СТО тов. Межлаук на маленьком клочке бумаги удачно набросал пор
трет тов. Дзержинского. Он поместил этот портрет как бы на стяге, который легко было принять за траурный. Показывая мне этот рисунок, тов. Дзержинский обмолвился пророческой фразой: «смотрите, меня уже хоронят».
— Здесь не хватает только эпитафии: «Храброму рыцарю индустриализации», — ответил я ему, стараясь шутливой формой прикрыть то горькое чувство, которое шевельнулось во мне при его словах.
И вот уже нет с нами нашего храброго красного рыцаря. В этот горький час утешением может служить мысль о великом деле, которому целиком
отдал себя Феликс Дзержинский, и оно служит порукой тому, что не умрет о Феликсе память в грядущем поколении пролетарских борцов.
КРЖИЖАНОВСКИЙ

Кинематограф может и должен стать могучим орудием культурного подъема нашей рабоче-крестьянской страны.

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Советский Союз, рабочий класс, партия и профсоюзы понесли громадную утрату: ушел из жизни крупнейший из организаторов и творцов Октябрьской Революции — тов. Дзержинский.
Он был первым, обратившим особенное внимание на Общество Друзей Советского Кино. Он же был цервым председателем ОДСК.
Если многие из советских, партийных и профсоюзных работников еще до настоящего времени
не дооценивают кино, то тов. Дзержинский, как и В. И. Ленин, считал кино одним из важнейших искусств. Вот его подлинные слова:
— «Кинематограф может и должен стать могучим орудием культурного подъема нашей рабочекрестьянской страны. Мы отстали, некультурны, неграмотны, но мы поставили перед собой труднейшую задачу: в короткий срок стать самой передовой, самой культурной, самой грамотной страной.
Первые успехи развития нашего хозяйства и перспектива дальнейшего быстрого подъема нашей
промышленности и нашего хозяйства подводят крепкую базу под общий культурный подъем рабочих и крестьянских масс.
В этом деле кинематограф должен будет сыграть немаловажную роль. «Кино и радио в де
ревню и рабочие кварталы» — пусть это будет нашим лозунгом, пусть кино и радио помогут скорейшему преодолению нашей некультурности».
Несмотря на перегруженность работой по ОГПУ и ВСНХ, тов. Дзержинский уделял внимание ОДСК, как председатель. Вопросы кино-общественности уже привлекли общее внимание. Кино-обще
ственность в лице тов. Дзержинского потеряла одного из лучших бойцов. Образ тов. Дзержин
ского, как стойкого учителя и непоколебимого ре
волюционера должен звать всех кино-работников к еще более дружной усиленной работе по строительству нашей молодой кино-промышленности.
ИВ. ПОТЕМКИН