ДЗЕРЖИНСКИМ и КУЛЬТУРА

Все мы хорошо знали т. Дзержинского, как старого партийца, одного из наиболее видных сподвижников В. И. Ленина, неутомимого бойца за дело пролетарской революции, 11 лет своей жизни проведшего в каторге и ссылке. В эпоху гражданской войны Дзержинский был верным и надежным оплотом молодой Советской Республики в борьбе с классовым ее врагом, пытавшимся свергнуть власть восставших рабочих и крестьян. В период мирного строительства Дзержинский с прежней неукротимой энергией принялся за вос
становление транспорта и расстроенного долгими
годами разрухи народного хозяйства. Вся эта кипучая деятельность Дзержинского протекала у всех нас перед глазами, и все мы хорошо знали,
сколь многим обязана Республика трудящихся пламенному революционному пафосу одного из преданнейших своих вождей.
Но мало кто знал об отношении Дзержинского к той культуре, которую оставил нам в наследие свергнутый пролетарской революцией класс. Не
примиримый политический враг буржуазии, гроза внешней и внутренней контрреволюции, Дзержинский был сторонником бережного охранения до
шедших до нас от царского режима культурных ценностей. Он понимал, что накопление этих цен
ностей было возможно лишь ценою неисчислимых страданий угнетенного народа и что возвращение народу приобретенных за его счет культурных и художественных богатств — долг социальной спра
ведливости. Дзержинский хотел, чтобы массы обладали тем культурным достоянием, которым владели их вековые поработители. Вот почему он, напр., оказал деятельную поддержку б. император
ским, ныне академическим театрам, когда они испытывали экономический кризис, близкий к полному краху.
Это не значит, конечно, что Дзержинский принимал буржуазную культуру безоговорочно. Было бы нелепо думать, чтобы такой выдающийся деятель пролетарской республики не был убежден в необходимости строительства новой классовой куль
туры. Но он все же считал, как и т. Ленин, что доставшиеся нам от прошлого культурные ценности должны быть использованы в из
вестных пределах для поднятия культурного и художественного уровня рабочих и крестьянских масс. Тов. Дзержинский хотел привить этим мас
сам культурные потребности, обусловливающие рост их интеллектуального и художественного классового миросозерцания. Он хотел, чтобы массы трудящихся прошли чрез ту школу культуры, ко
торая создавалась веками, и, одолев ее, сами бы наметили те пути, по которым будет развиваться коммунистическое сознание в области искусства. По убеждению т. Дзержинского, только овладев вполне той техникой и теми методами, которые
выработало долголетнее развитие научной и художественной мысли, — можно приняться строить на прочном фундаменте новые достижения коммунистической культуры.
В таком бережном и рачительном отношении к продуктам старой культуры, помимо широты взгляда и глубокого сознания подлинного государ
ственника, сказалась еще и та черта, которая отличала Дзержинского, как исключительного хозяйственника, борца за режим экономии, за на
копление и развитие производственных сил и средств страны. Перенося эту идеологию хозяй
ственника в область задач культурного строитель
ства, Дзержинский не мог, конечно, не считать использование старых культурных ценностей
одной из главных директив экономики культурной работы. Каждый уцелевший от прошлого и пригодный для наших целей кирпичик должен, по его мысли, пойти па стройку нового здания коммунистической культуры.
Будущие поколения всегда будут вспоминать о Ф. Э. Дзержинском, как об одном из великих
деятелей пролетарской революции, заложивших первые основы коммунистического строительства.
Неутомимый труженик, целиком отдавший себя служению делу пролетариата, не жалевший своих сил и буквально сгоревший на своем ответственном посту, тов. Дзержинский будет служить на
стоящим и будущим советским деятелям примером самоотверженной общественной работы.
Один за другим уходят от нас вожди пролетарской революции: Ленин, Фрунзе, теперь
Дзержинский. Потери — огромны. Но с тем большими усилиями мы будем продолжать начатое ими дело борьбы за освобождение мирового пролетариата, с тем большей энергией будем укреп
лять сделанные уже завоевания и усиливать поли
тическую, экономическую и культурную мощь СССР, ячейку будущего мирового Союза Республик.
ГАЙК АДОНЦ