Свердловск

В Гостеатре имени А. В. Луначарского закончились гастроли московского «Театра Революции», организованные М. П. Михайловым. Репертуар театра: («Конец Криворыльска», «Баро
метр показывает бурю», «Воздушный пирог», «Озеро Люль») впервые дал возможность местному рабочему зрителю увидеть настоящую революционную драму. Наряду с этим зрители ознакомились с новым методом постановки, «конструк
тивизмом». Гастроли прошли с большим художественным успехом. Абонементная система была проведена удачно. Однако, не взирая на это, а также несмотря на содействие Горсовета, Уралоно, Окрфо, УПС в смысле освобождения ото всех налогов, гастроли прошли с дефицитом.
К предстоящему оперному сезону директором Гостеатра Б. С. Аркановым сделаны большие достижения. По составу режиссерских и артистических сил предстоящий сезон явится одним из сильнейших во всей Федерации. Удалось законтрактовать выдающиеся оперные силы Республики.
Подписали контракты: дирижеры — нар. арт. Респ. Л.П.Штейнберг, засл. арт. Респ. И. О. Палицин, Н. Б. Грубин; режиссеры: Н. Н. Боголюбов, А. К. Малинин; тенора: Агранов
ский, Стрельцов, Сабинин; баритоны: Книжников, Ухов; сопрано: Фатьма Мухтарова, Сливинская, Зелинская и вер
нувшаяся из-за границы арт. Лебедева; басы: Григорий Пирогов, Лубенцов, Куликовский, Раев. Художник — А. В. Дубровин; балетмейстером приглашен Моисеев; прима-бале
рина Сальникова. Для технических усовершенствований приглашен машинист сцены МХАТ — Шипулин. В сезоне пойдут также балеты: «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», при участии нар. арт. Респ. Гельцер и Викторины Кригер. Выступления последних будут даны по всем абонементам.
В связи с летним сезоном большую работу провел Посредрабис (зав. — т. Карманов). По всей области работают коллективы на гарантии; в том числе: на курорте «Курьи», драма-миниатюр под упр. Шебуева, в Сарапуле— труппа украинцев под упр. Калиниченко; в Челябинске— музыкальная комедия под упр. Барятинского. В Свердловске Уралпосредрабис открыл цирк «Коллектив» (уполном. — т. Москвич). Цирковые номера — весьма приличные. Ведутся переговоры с цирком Коллар во главе с Н. Никитиным, с его дрессированными животными и другими интересными номерами циркового искусства. Кроме этого Посредрабис организовал агентурно-посреднический стол, которому уда
лось провести ряд концертов, камерных вечеров и лекций виднейших артистических и ученых сил Республики. Так, в Свердловске был народ, арт. Л. В. Собинов, С. И. Мигай, академ. Бехтерев. С большим художественным успехом прошла Гастроль В. И. Качалова.
В настоящее время открыты сады имени Вайнера и Уралпрофсовета. В садах играет симфонический оркестр под упр. засл. арт. Респ. И. О. Палицина и Н. Б. Грубина. Программа концертов — садовая. Только на-днях удалось послушать никогда не игранную здесь «Шехеразаду» Рим
ского-Корсакова. Здесь же прошли гастроли Аграновского, засл. арт. Бочарова, солистов академ. балета Кузнецовой и Ивановой. В закрытом летнем театре проводятся эстрадные номера и кино. ЭМИЛЬ ФРЕДИ

Ульяновск

Зимний сезон в Большом рабочекрестьянском театре, несмотря на большой состав труппы (около 110 чел.), закончен сравни
тельно благополучно, чему способствовало умелое ведение дела администратором театра Радиным, впервые установив
шим в Ульяновске рабочую полосу с ценами от 20 к. до 70 к. (от 35 к. до 1 р 50 к. — для остальных граждан). Благодаря этому театр завоевал массового зрителя, и спек
такли прошли на круг по 427 р. Состав труппы — как драмы, так и оперетты — подобран был удачно. Главн. pеж, драмы был Е. В. Главацкий, реж. оперетты — Г. Генин, дирижером — Славинский. Особенно выделились: в драме — Башкина, Степан Муратов, Курский и Успенский; в оперетте — Добротина, Знаменская, Генин, Веселов, Констан и Шевцов.
С наступлением весны потянулись гастролеры. Прежде всего приехал коллектив Киевской оперы. Прошли: «Аида», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», «Риголетто», «Кармен», «Сказки Гофмана», «Севильский цирюльник», «Дуб
ровский», «Русалка», «Самсон и Далила», «Madame Беттерфляй». Состав коллектива — более 60 чел. Гл. реж. — Давидович. Оркестр под упр. Людмилина оставил отличное впе
чатление, чего нельзя сказать о хоре, и по количеству, и по качеству оказавшемся гораздо слабее. Из исполнителей выделились Образцовская, Ронская, Бачкова, Дроздов, Маршалов, Собинин и Тюняев.
Из концертантов обратил на себя внимание 11-летний скрипач Адольф Лещинский, показавший не по годам раз
витую технику и красочность звука. С неизменным успехом выступала Тамара Церетели, при участии Владимира Хенкина и пианиста Б. А. Прозоровского. Концерт Леонида Собинова собрал полный театр, но художественного успеха не имел. Выступал неоднократно Александр Пирогов. По
следний концерт, данный им совместно с Г. В. Жуковской (сопрано) и Ф. И. Гусаровым (тенор), имел определенный успех, как художественный, так и материальный.
29 июня закончились гастроли ленинградского «Кривого Зеркала» За пять спектаклей чистый сбор выразился в сумме 1574 р. 70 к. В Ульяновске такого рода театр является новинкой. Отсюда, вероятно, недоверие со стороны публики и, как результат, малая посещаемость.
Летний сад им. Свердлова пока не смог еще выявить своей физиономии и массового зрителя не привлек. Лучшими номерами программы до 1-го июля были: Тэко I, Бр. Ефи
мовы (езда на велосипедах и мотоциклетках) и Бр. Говорящие. В саду — кегельбан, качели, площадки и другие развлечения, приспособленные для массовых гуляний. Во главе дела стоит О-во Авиахим, главным администратором сада состоит Ми
хаил Радин. Намечаются лучшие номера садовой и цирковой программы. А. ЛИРСКИЙ
ПРО ГАРЬ
«В Москве организуется три
новых театра». Из газет.
Афиша об открытии была помпезная.
На открытии сбор был полный. Т. е. сбор не в кассе, а сбор труппы.
Первые итоги кассы были разнообразны: рапортичка показывала то 8 р., то 7.
Наконец, настал давножданный день: не было продано ни одного билета. Кассирша хотела повесить «аншлаг», но застыдилась. Кассиршу в целях режима экономии сокра
тили. Уходя, кассирша написала ехидно на стене против кассы:
— Здесь билеты продаются, но не покупаются.
Впрочем, эту надпись в пустыне никто не прочел. Театр был закрыт за...
Впрочем, «за» не было ничего, все было «против».
Этими «противными» обстоятельствами явились неуплата денег туда и сюда и еще раз туда.
На суде руководитель дела держал себя гордо. — Вы знали, что вы прогорите? - Как же-с. Знал.
— Зачем же вы начинали дело?
— Не мог не начать. Призвание. Опять же гул рукоплесканий.
«А он мятежный ждет оваций, как будто в кассе сборы есть»...
— Да ведь знали, что публика не будет ходить?
— Знал. Зачем ей ходить, если репертуара у нас нет, труппа такая, что разбежись и шлепнись.
— Так ведь, если публики нет, значит и рукоплесканий не может быть?
— Не может.
— Так зачем же вы начинали дело?
— Призвание. Любовь к сцене. Гул рукоплесканий. — Скажите: вы нормальный человек?
— Не извольте сомневаться. А что у меня брат встречал Пикфорд и Фербэнкса, так я за это не ответчик.
Каждый имеет право сходить с ума по своему. Я за брата не ответчик.
— А если вы нормальный человек, то как же можно объяснить ваше поведение?
— Поведения всегда был хорошего. А что неудача— так это рок, фатум. Вот Еврейский Камерный в провинции горел, так тушили. Мейерхольд ездил с «художественным
успехом, так его небось за дефицит не судите. А ко мне придираетесь.
— Так водь там случайность, а у вас сознательное покушение на прогар.
— Веселие театра есть горсти! — Я вас не понимаю.
— Просто-с. Если — театр, должен был дефицит. Раз — гостеатр, казна докладывает; если частеатр — руководитель докладывает.