Липскерова и др.). Тут и пьеса европейских авторов-классиков и современных.
При осуществлении большинства этих пьес театр сумел найти свои оригинальные выразительные средства. Режиссура театра
(Гнат Юра, Смирнов и Искандер) широко пользуется последними достижениями сценической техники. Вертящаяся сцена, игра света— все это давно завоевало права гражданства у „франковцев“. Сле
дует отметить склонность „франковской“ режиссуры к частому использованию кинематографа. В „Приключениях солдата Швейка“ кино-кадры органически вплетены в сценические мизансцены, щедро рассыпаны они и в постановке „Дельца“.
Театр, не удовлетворяясь только лишь постоянным своим художником Драком, привлекает к оформлению спектаклей ряд других художников. Наиболее интересные макеты дали театру: Шкляев („Делец“, „Мина Мазайло“), Цапок („Мятеж“), Эрдман („Приключения Швейка) отчасти—Комарденков („Сон в летнюю ночь“).
За последние пять лет у „франковцев“ успел выдвинуться целый ряд актеров. Сейчас мы не собираемся дать им исчерпывающую характеристику. Они стоят того, чтобы посвятить им специальный очерк.
Театр им, Франко в целом—мощный театральный коллектив, по праву занявший одно из главных мест в украинской театраль
ной жизни. У него—замечательное прошлое и многообещающее будущее.
Семен ГЕЦ

ИТОГИ

ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА В СВЕРДЛОВСКЕ

Театр в Ростове на Д.

Бесприютная ростовская драма перекочевала из «театраим. А. В. Луначарского в быв. Машонкинский театр, где весь зимний сезон подвизался Госцирк. Последней постановкой в здании театра Луначарского было «Малиновое варенье» Афиногенова. Неудачную вещь эту очень занимательно поставил режиссер Григория, показав домик, в котором живет доктор— иностранный шпион, со всех сторон: с фасада, со двора, одновременно изнутри и с улицы.
Первой и единственно значительной постановкой конца сезона, после перехода драмы в б. Машонкинский театра, было «Гоп-ля—мы живем». Имя Толлера заранее гарантировало лите
ратурные достоинства пьесы и некоторую ее революционность. В смысле идеологическом все же наиболее выразительны — кино-интермедии, противополагающие ужасы войны и фокстротирующий Берлин. «Пир во время чумы» в самой пьесе чув
ствуется меньше, и в ней индивидуальность доминирует над коллективом. Театр Революции в Москве значительно изменил текст, ростовский же театр остался верен Толлеру. Так же, как в Москве пьеса эта дана у нас в делом ряде эпизодов. «Гоп-ля» — первый спектакль, поставленный в Машонкинском театре-цирке, где величина сцены позволила дать монумен
тально оформленное зрелище. Из отдельных картин наиболее эффектен Гранд-отель с рядом кабинетов в обоих этажах, лестницами и снующими по ним кельнерами. Наименее удачна — улица Берлина. Движение площадок и свет рефлектора с помощью немногочисленного реквизита дают полную ил
люзию места действия. Режиссер Лазарев и художник Шаблиевский проявили много мастерства и изобретательности.
Очень хорошо и исполнение. Превосходен Терехов; у него Томас изображен живым человеком, а не театральным неврастеником. Простой и естественный тон выдержан Тереховым на протяже
нии всей роли. Сочен и характерен, — правда, с небольшим нажимом, — Пикель у Гарина. Забавно жеманится Слонова в роли Лотты, приятно играет графа Флянда Петровский. Чтото от выскочки остается у Кильмана, несмотря на неизменный смокинг, в изображении Себастьянова. Вполне приемлем несколько бесцветный у автора Альберт Кроль (Чалый). То же от
носится к Еве Берг у Черник. Живописны остальные: барон Фридрих (Травин), банкир (Людвигов), военный министр (Иго
рев), профессор (Алмазов), студент (Анненский). В общем — значительный спектакль.
На остальном же но стоит сколько-нибудь подробно останавливаться. «Ненависть» Яльцева — рядовой спектакль, в котором ярко исполняли центральные роли Ванновский и Дубенский.
35-летнего юбилея Людвигова, был очень хорош и искренен Терехов (Алеша).
Невыгодное впечатление произвела на ростовцев «Жена» В «Детях Ванюшина», извлеченных из архива ради
Тренева. Казалось непонятным, как такая слабая пьеса могла быть поставлена театром.
В целом истекший сезон все же надо признать наиболее удачным сравнительно с сезонами последних лет. В этом — большая заслуга главного режиссера Лазарева. Ростовским драматическим театром установлена уже связь с рабочей об
щественностью и организованным зрителем. Будем надеяться, что в будущем сезоне эта связь еще более окрепнет.

с. он

Свердловск—город, воспитанный на опере. И к драме, которую свердловский зритель знает только по случайным гастролям слу
чайных коллективов, его приучить трудно. Только последние два сезона давали зрителю возможность ближе познакомиться с ней.
Прошедший зимний сезон в Свердловске работал театр «Красный Факел», зарекомендовавший себя гастролями по Донбассу и т. д. Репертуар театра был составлен из ряда современных пьес и лучших классических произведений. Однако, несмотря на достоин
ства репертуара и высокое качество работы всего коллектива, „Красный Факел“ первое время был встречен как-то холодно и недоверчиво. И заслуга театра в том, что, несмотря на тяжелые условия работы, он все же разбил этот лед недоверия и из поединка с консервативными традициями свердловского зрителя вышел полным победителем. С каждым спектаклем авторитет театра под
нимался, популярность его возрастала. С наибольшим успехом прошли в театре „Константин Терехин“, „Любовь Яровая“, „Человек с портфелем“, „Разлом“, „Рельсы гудят“ и, особенно, „Сиг
нал“, показанный в конце сезона и все время шедший с аншлагами. Во всех этих спектаклях, идущих (новость для Свердловска) без суфлера, „Красный Факел“ показал свои большие художественные возможности. Все эти спектакли театр выдерживал в реалистическом стиле, с привлечением некоторых элементов конструктивизма в декоративное оформление, без чисто внешних, формаль
ных, непонятных неподготовленному зрителю режиссерских трюков. Крепкое исполнение всего театрального коллектива, из которого в течение сезона выделился солидный кадр зарекомендованных актеров (Мильтон, Сапрыкина, Халатова, Харламова, Пестовский, Тимохин, Бахранов, Ельцов), как нельзя лучше способствовало успеху спектаклей.
Из классических произведений театр показал „Слугу двух господ“, „Собаку на сене“ (оба спектакля сделаны в стиле коме
дии дель-арте) и т. д. Интересней режиссерский подход сквозил в постановке „Не было ни гроша, да вдруг алтын“. Режиссер Тезавровский трактовал спектакль, как музей-паноптикум восковых фигур. Несмотря на ряд недостатков (трактовка не полностью доведена до конца, некоторые исполнители срывались с тона и выпадали из спектакля и т. д.), спектакль имел успех у публики.
Бледно и незаметно прошли „Волчья тропа“, „Любовь под вязами“, „Сверчок на печи“, „Ревизор“. Эти спектакли успеха не имели.
Первое время в работе театра чувствовался некоторый налет эклектизма, разнохарактерность приемов и т. д., но с течением времени эти недостатки сгладились, и „Красный Факел“ принял определенное лицо—лицо театра революционной драмы.
Так охарактеризовала сущность театра зрительская конференция, высказавшаяся за оставление „Красного Факела“ в Свердловске в качестве постоянного драматического театра.
Оперный театр им. Луначарского, пополнившийся рядом крепких актеров и приобревший опытного руководителя в лице глав
ного режиссера В. А. Лосского, в истекшем сезоне показал ряд новых интересных постановок. С большим успехом прошли обно
вленные „Борис Годунов“, „Псковитянка“, „Дочь Анго“. Такой же заслуженный успех выпал на долю „Красного Мака“ в постановке балетмейстера М. Моисеева. Последней премьерой сезона была опера „Свод“ местного уральского композитора Трамбицкого. Не
смотря на интересную режиссерскую проработку, прекрасное исполнение (Аграновский—Свод, Славинская—Джемма, Бочаров— Монтанелли), спектакль пока еще недостаточно оценен публикой.
В течение сезона в оперном театре выступал ряд первоклассных актеров Москвы и Ленинграда—Нежданова, Мухтарова, Рейзен, Козловский, Григорий Пирогов.
В общем по отношению к оперному театру можно смело сказать, что истекший сезон явился решительным поворотом от старой оперы в сторону советизации оперного искусства. Этому повороту много содействовала большая кампания по оздоровлению внутри-театральной обстановки, проведенная уральской комсомольской газетой „На смену“. В результате этой кампании и вызван
ного ею усиленного внимания общественности к театру, оперный театр сделал серьезный шаг вперед стал ближе к общественности, путем выездных спектаклей, диспутов, докладов в клубах связался с массовым рабочим зрителем.
Тесно связался с зрителем и общественностью и театр „Красный Факел“, который с первых дней своей работы проводил выездные спектакли, концерты в клубах и т. д.
В итоге прошедшего сезона Свердловск может гордиться значительными успехами. Первый и основной успех—уничтожение разрыва между драматическим театром и зрителем. Работа „Красного Факела“ служить наглядным подтверждением того, что драма
тический театр, строящий свою работу на подлинном советском материале, привился в Свердловске и стал насущной необходимостью.
Второй успех—решительная победа над косностью и рутиной старой оперы и сдвиг оперного театра в сторону нового репертуара, нового подхода к классическому наследию.
И, наконец, третий—установление тесной связи театров с массовым зрителем.
Таковы основные плюсы прошедшего сезона. Гр. ПЕТЕРМАН