ИСКУССТВО

СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ

Ассоциация Революционного Искусства Украины АРМУ.
Про украинское послеоктябрьское искусство и его достижения очень мало известно за пределами Сов. Украины, и с ним в одинаковой мере не знакомы как широ
кая провинция, так и центры нашего Советского Союза.
Лишь в настоящем году москвичи и ленинградцы могли частично познакомиться с современными хоровыми коллективами УССР — „Думкой“, а также капеллой „Коб
зарей“, но с театром, его достижениями, изобразительным искусством не удалось еще ознакомить даже в такой сте
пени общ. круги нашей столицы и других центров. А между тем в процессе общего культурного роста создалось немало очагов в различных местах Советского Сою
за, где напряженно бьется творческая мысль над разрешением проблем строительства различных областей советской культуры. Такие „очаги“ имеются и в УССР и в других республиках. В частности на Украине такие творческие коллективы имеются как в области театра (театр „Березиль“), так и в области пространственных искусств (АРМУ) и в других, - опыт и достижения которых могли бы быть использованы другими организациями Советского Союза.
Тут стоит назревшая задача увязки этих творческих очагов — установок между собой, обмена опытом и достижениями, что безусловно имело бы большое значение.
В области изобразительного искусства на Украине наиболее активной, сильной и передовой организацией является Ассоциация Революционного Искусства Украи
ны — „АРМУ“. Выставка ее должна была состояться в Москве весною текущего года, но не была проведена из-за материальных затруднений.
Эта молодая Ассоциация ведет свое существование с конца 1925 года, когда небольшая инициативная группа работников по линии изобразительного искусства и художников (т.т. Врона, Седляр, Меллер, Горбенко, Бойчук М.,
Кратко и др.) поставила себе задачей объединение активных сил действующего украинского искусства, выдви
нувши целый ряд принципиальных положений, которым посвящены брошюры Ив. Вроны — „Искусство Революции и АРМУ“ и В. Седляра — „АХРР и АРМУ“, из которых в первой изложена платформа Ассоциации. Главным лозунгом Ассоциации явился лозунг борьбы за форму и качественный уровень художественного произведения, который был выдвинут как против голого формализма крайних лефов, с одной стороны, так и против натурализма и передвижнического эпигонства АХРР‘а с другой.
Не являясь узко направленческой группой и объединяя около определенных четких устремлений различные по своим формальным признакам направления современ
ного украинского искусства, АРМУ поставило перед ху
дожниками требование аналитически-критического изучения и усвоения художественной техники и овладения достижениями мировой культуры. Ассоциация выдвинула также необходимость искания путей нового искусства в направлении изучения и развития форм, отвечающих национальной культуре и особенностям рабоче-крестьянских масс Украины. По этой линии АРМУ приходится выдерживать жестокую борьбу с провинциализмом и от
сталостью в украинском искусстве, создавшимися в результате векового угнетения царизмом.
За недолгое время своего существования АРМУ охватила своими филиалами всю УССР, все ее крупные и индустриальные центры, как Киев, Харьков, Одесса,
Днепропетровск, объединивши основной актив украинских художественных сил. Ставя своей задачей постоянную и наиболее тесную связь с широкими рабочими массами, Ассоциация с этой целью проводит работу в Донбассе, имея там свой филиал, а также ряд ячеек по крупным раб. клубам.

ОПЕРА в ВЕНЕ

(По личным впечатлениям)
ной оперы могло быть проверено лично пишущим эти строки лишь... на сравнительно плохо наполненном зале в дни исполнения „современных“ опер. Венская публика очень консервативна, имеет прочные симпатии к определенным именам и новизну в музыкальном искусстве не очень жалует.
Чтобы суммарно подвести итоги полученным впечатлениям, конечно, приходится сказать, что впечатления эти крайне неровны. Разумеется, многие из постановок венской госоперы выполнены в широком и „роскошном“ плане. Но режиссуры спектакля в том смысле, в каком
обычно это понимаем мы — не видно. Несомненно, состав труппы (довольно многочисленный и разновозрастный) не вызывает особенно резких упреков, но там, за исключением разве певицы Марии Иерица (наполовину артистки венской оперы, на половину нью-иоркского Метрополитэитеатра), нет ни одного по-настоящему ценного и большого голоса. Превосходен оркестр (кстати говоря, рассаженный несколько иначе, чем у нас) и особенно струнная его группа, звучная, мягкая в интонации, могучая в пении, но нет ни одного выдающегося дирижера, если опять-таки не считать главного дирижера Ф. Шалька, мастера явно в плане прошлой оперной культуры.
Совсем неинтересен в качестве дирижера и именитый гастролер Рихард Штраус, встречаемый каждый раз за пультом довольно оживленными руконлесканиями и снова каждый раз... провожаемый достаточно хладнокровно.
Но не только Wien bleibt Wien, но и Рихард Штраус остается Штраусом и, конечно, многое, услышанное под его управлением — действительно замечательно. Это должно быть отнесено особенно к штраусовскому „Интермеццо“,
которое но многом, по праву приоритета, заслуживает того, что впоследствии было высказано в отношении „Воццека* Альбана Берга. Да и сам автор „Воццека“ еще в Вене в личной беседе со мной сознавался, что несмотря на различные принципы звуковой конструкции, „общекомпозиционные цели у Рихарда Штрауса и у него были параллельны. В „Интермеццо впервые в опере Рихард ииитраус строит сквозное кинетически-развивающееся действие с максимальным подавлением оркестровой звучности при диалоге и, напротив того, с макси
Недаром ежедневные программы государственного
оперного театра в Вене на 9/10 заняты историей „Staatsoper“: венская опера сейчас на 9/10 — живой музей ста
рого оперного искусства и старого оперного репертуара. „Самсон и Далила“, „Царица Савская , „Аида“, „Сельская честь“ с „Паяцами“, „Риголетто“, „Травиата“... Потом опять: „Жидовка“, „Отелло“, „Трубадур“, „Тангейзер“, „Почтальон из Лонжюмо“. И снова: „Бал-маскарад“, „Мейстерзингеры“, „Богема“, „Мадам Беттерфляй“, „Летучая мышь“...
Еще одна черта: в репертуаре „Staatsoper“ сразу находится огромное количество опер—этим отчасти слушатель вознаграждается за однообразие в характере репер
туара. Частое чередование одной и той же оперы — явление, достаточно привычное у нас — в Вене совсем незнакомо. Одну из сравнительно недавних своих поста
новок, последнюю оперу Пуччини „Турандот , венская опера дала на второй день после приезда пишущего эти строки. И во второй раз та же опера поставлена была лишь за три дня до моего отъезда из Вены, где я пробыл свыше месяца.
Новинки... Должен сознаться, что мне посчастливилось почти целиком захватить эту „заветную“ 1/10 ее репертуара — так как мое пребывание в Вене совпало с гастролями Рих. Штрауса, ежегодно (по контракту с венским муниципальным управлением, предоставившим ему за это виллу в окрестностях Вены) дирижирующею 15 спектаклями из своих опер. Были даны: „Ариадна на Наксосе“, „Мещанин во дворянстве“, „Электра“, „Жен
щина без тени“, „Интермеццо“, „Саломея“, „Кавалер роз“ и балетный спектакль: „Легенда об Иосифе и „Сбитые сливки . Кроме того, в постоянном репертуаре находятся
еще 2 оперы современников: „Палестрина“ Пфицнера и „Мертвый город“ Корнгольда.
Таким образом традиционное и вполне, впрочем, справедливое утверждение поборников нового оперного репертуара о крайней консервативности венской государствен