Неужели тов. Тугендхольд не знает, что перечисленные им художники (кроме Редько) добро
вольно соединились в другую группу «4 искусства
и устраивают свою выставку? Имеется ли у тов. Тугендхольда сведения, что Сарьян или Кузнецов были отвергнуты АХРР после предложения уча
ствовать в ее выставке? С одной стороны — упрек в том, будто АХРР слишком широка и не ищет единства стиля, а с другой стороны — упрек в том, что она какими-то насильственными путями не поглотила группировки, которая принадлежать к ней не хочет. И зачем же тов. Тугендхольд называет выставку молодого художника Редько, действительно очень интересную, выставкой мурманских картин? Ведь мурманские картины со
ставляют на этой выставке одну шестую часть этой выставки! Ведь Редько на этой выставке хотел показать, какими путями он шел. Это — индивидуальная отчетная выставка. Надо было либо заставить АХРР уделить целую залу этому молодому художнику, или заставить этого худож
ника искалечить свою выставку. Искусственность таких возражений со стороны человека объективного, вдумчивого и чрезвычайно квалифицированного, каким является тов. Тугендхольд, заставляет руками развести.
Я совершенно не хочу в этой статье касаться отдельных картин, отдельных художников и от
дельных достижений. Выставка АХРР произвела на меня огромное впечатление. Твердо и опре
деленно заявляю: не только своим социальным содержанием, о котором так прекрасно написал тов. Сосновский, не только достоинствами того, что так или иначе отражено на ней, — просто эта выставка порадовала меня огромным количеством бодрых, ярких, густыми соками жизни наполненных произведений. Мне стоит только закрыть глаза,
думая об этой выставке, чтобы передо мною поплыли волнующие и радующие образы. Я никогда не соглашусь с некоторыми критиками считать
выставленные Богородским картины за диллетанство, я никогда не соглашусь с теми, которые будут отрицать теплоту и жизнерадостность всей серии картин Герасимова. Среди новых вещей Кустодиева имеются произведения, по мастерству своему совершенно первоклассные и вообще тон произведений этого художника, к сожалению, не пользующегося цветущим здоровьем, есть как бы целый взрыв любования полносочной жизнью. При всей моей симпатии к Редько, о котором пойдет особо речь, мне кажется глубоко неспра
ведливым недооценивать суровые эпические полотна М. М. Берингова. Можно ли не остановиться с радостным изумлением перед фейерверком Ар
хипова? А если говорить об оригинальности, разве не оригинальны Калинин и Малыгин? Я прерываю перечисление потому, что мне пришлось бы перечислить очень и очень много и я все-таки риско
вал бы не упомянуть что-нибудь исключительно интересное. Не могу не вспомнить все же «Кресть
янку» и «Приискового штейгера» Кузнецова. Здесь уверенность в живописи и замечательная «натура» сливаются в великолепный аккорд. От
мечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо - таки драгоценные по краскам, пейзажи Чорос-Гуркина, ойратского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника, — я уже не знаю.
Более важна, чем перечисление отдельных картин и художников, для нашего момента постановка тех общих вопросов, которые вихрем за
колыхались вокруг АХРР а, поэтому я и позволил себе настоящую свою статью. А. ЛУНАЧАРСКИЙ

УГЛУБЛЕНИЕ

КЛУБНОЙ КИНО-РАБОТЫ

В нынешней стадии развития клубной кино-работы перед клубами непосредственно встает задача углубления кино-политпросвет-работы внутри клуба. Самые программы кино-сеансов клубов должны иметь определенную форму. Должно быть проведено, как правило, составление сборных программ из 3 частей: 1) короткометражной кино - драмы, 2) научной, производственной или видовой, 3) хроники; возможны добавления в виде комедии.
При наличии в программе большой сюжетной или научной картины, либо важной по своему значению производственной картины, таковая должна сопровождаться кинолекцией.
Чрезвычайно важно внедрение в клубную кино-работу нового метода показа картин, который начал применяться в ленинградских клубах, как опыт. Мы имеем в виду устройство специальных кино-вечеров на определенную тему
(напр., «1905 год», «Франц, революция», «Декабристы», «Хозяйственное восстановление CCCР», «Период гражданской войны», «Дауэсовская Германия», «Порабощение колоний» и т. д.). Вокруг картины на данную тему, как около оси, должны быть организованы на ту же тему выступления музыкальных, хоровых, драматических, фото-и изо-кружков клуба со строго согласованной и удачно подобранной программой.
Подобными кино-вечерами можно не только углубить работу показом советских художественных картин (напр., «Броненосец Потемкин», «Степан Халтурин», «Декабристы», «Вздувайте горны», «Тяжелые годы», «Машинист Ухтом
ский» и т. д.), но и добавлять к ним соответствующую по теме советскую хронику там, где это возможно (напр. к картине «Тяжелые годы», рисующей эпоху гражданской
войны, можно добавить хронику «гражданской войны»; к картине «Вздувайте горны», характеризующей восстановление Путиловского завода и судостроения, можно дать хронику хозяйственного восстановления СССР в разных областях и т. д.). Можно зачастую углублять и показ многих заграничных картин (напр., на тему «Дауэсовская Германиядать показ картины «Безрадостная улица», то же о фран
цузский революции и т. д.). В то же время эти картины надо также сопровождать изо, фото, драматическими и хо
ровыми выступлениями, парализуя этим их вредные стороны и выжав из них максимальную культурно-просветительную пользу. Картины «В котле войны» (из империалистической войны), «Две сиротки» (из эпохи Французской революции), «Безрадостную улицу» (характеризующую послевоенную Германию) можно показать в сопровождении лекции или, вернее, политического доклада. Тут же в зале или в смоленых помещениях можно вывешивать репродукции картин известных художников на данную тему, дать сатирические (или иного подхода) рисунки членов изо-кружка, дать фото и др. портреты эпохи, вырезки иллюстраций из журналов к теме, выступать с песнями эпохи и т. д. Фильмы бытовые и с этнографическим сюжетом могут быть, в таком же плане, методом знакомства с культурой, историей, экономикой и пр. той или иной народности. Вместо с тем подобные циклы или вечера являются самой лучшей формой увязки работы всех клубных кружков.
При правильной, углубленной кино-политпросвет-работе клуба возникает также целый ряд задач для клубных кино
кружков: изучение зрителя анкетным и другими способами, устройство кино-уголков с кино-литературой и другими ма
териалами к данной программе сеанса, сосредоточение на данный вечер в клубном кино-уголке либретто, фото, литературы вопроса, или списка ее, небольших выставок, относящихся к предметам и явлениям эпохи и т д.
Г. БОЛТЯНСКИЙ