Подготовка к зимнему сезону

БЕСЕДЫ

К. М. ШВЕДЧИКОВ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ СОВКИНО
Вокруг акционерного общества Совкино за последний год велась очень усиленная кампания за организацию, вместо помянутого общества, киносиндиката. Мотивами к этой кампании служило стремление объединить, в области кинематографии, производство картин и их прокат в одних руках с одной стороны и обвинение Совкино в плохом прокате советских картин и увлечении прокатом картин заграничных, отчего не получалось денежных средств, необходимых для производства советских картин. Все эти мотивы были неосновательны, как противоречившие действительному положению вещей, что и было учтено правительством в исходе кампании.
В самом деле, что касается первого из приведенных мотивов, то, хотя по уставу Совкино, оно могло заниматься и производством картин, оно предпочитало ограничивать свою деятельность одним прокатом, полагая, что производ
ство, выделенное в самостоятельные хозяйственные единицы, как Госкино и Ленинградкино, могло бы более успешно развиваться. К сожалению, это предположение не оправда
лось, что и послужило причиной к ликвидации названных производственных предприятий и объединению кино-производства в Совкино. Эти предприятия потерпели крах главным образом из-за неувязки их производственной про
граммы с реальными финансовыми средствами, вследствие чего они были принуждены обращаться в разные учрежде
ния за кредитами, по которым и наступили сроки платежей; покрыть свои долги оба предприятия не смогли, и в ре
зультате получился пассив в размере свыше 3 миллионов рублей.
О ввозе заграничных фильм во время кампании за киносиндикат велась очень оживленная полемика. Сторон
ники киносиндиката высказывались за резкое сокращение ввоза, обвиняя Совкино в том, что оно в ущерб советским
фильмам закупает и прокатывает заграничные картины. Это утверждение находится в крайнем противоречии с тем,
что было в действительности, и сейчас на практике все убедятся в том. что советских фильм вообще слишком мало для полного удовлетворения кино-театров и достижения их бесперебойной работы. Запрещение ввоза заграничных фильм абсолютно неприемлемо, как не только лишающее Совкино оборотных средств, столь необходимых для разви
тия советского кино-производства, но и сокращающее те каналы (кино-театры), по которым должны двигаться совет
ские картины. Количество тех и других картин, с одной стороны, должно стоять в таком пропорциональном соотношении и, с другой стороны, быть такими значительным, чтобы было обеспечено необходимое снабжение кинотеатров. На одних советских картинах это снабжение держаться также не может, как не может существовать издание советских газет исключительно на советской бумаге.
Впрочем, за последний год наблюдался значительный рост проката советских фильм перед заграничными; так, коэффи
циент роста проката первых определился в 5, тогда как вторых — не более 2 1/2.
Как известно, помянутая кампания за киносиндикат окончилась том, что правительство отклонило идею такого синдиката, оставив Совкино в его прежнем виде и обязав Госкино и Ленинградкино со всеми капиталами на ходу и всем активом и пассивом влиться в Совкино. Как мною уже упомянуто, Совкино получило от обоих ликвидированных предприятий тяжелое наследство на сумму свыше 3 мил
лионов руб. Кроме того, ладо еще иметь в виду, что за полгода производство их было очень расшатано; производственный сезон 1926 г. был потерян: не оказалось для
постановки готовых сценариев. При таких условиях Совкино находится в очень затруднительном положении с постановкой новых картин. Но, конечно, при поддержке соот
ветственных заемных учреждений и организаций Совкино с этими затруднениями справится.
В производственную программу 1926—1927 года включена постановка до 40 новых картин, преимущественно
бытовых драм, не считая ряда короткометражных фильм, как научные, видовые и др. Само собою разумеется, что количество новых картин будет всецело зависеть от финан
совых средств, которые будут в распоряжении Совкино; последнее, конечно, будет в своей производственной деятельности строго считаться с наличием последних, не повторяя хозяйственных ошибок Госкино и Ленинградкино.
Первой и незамедлительной мерой Совкино для улучшения своего материального положения явится повышение цен за прокат картин, сдаваемых в коммерческие театры, но но для клубных и деревенских установок; значительное повышение доходности театров за последний год это поднятие цен вполне оправдывает. Кроме того, надо принять во внимание и то, что, как указано выше, советских новых фильм в этом году будет очень немного, закупка же загра
ничных фильм весьма затруднена из-за отсутствия контин
гента (валюты), и, таким образом, снабжение картинами кино-театров в 1926—27 году будет очень безотрадным.
Другая задача Совкино — забота о кино-площадках, как таковых, ибо советское кино-производство может быть действительно рентабельным лишь при широкой сети кино
театров. С момента объявления монопольности проката, сосредоточенной в Совкино (1 марта 1925 г.), кино-теа
тральная сеть возросла на 217%. Дело Совкино — не допустить ее сокращения, и мерами к этому являются обязательный ввоз заграничных картин и проекционной кино-аппаратуры. Мы использовали всю кино-аппаратуру, бывшую на терри
тории СССР, и дальнейший рост кино-установок без новой кино-аппаратуры невозможен. Производство советской кино
аппаратуры еще плохо налажено; она изготовляется в очень ограниченном количестве, которого едва хватит на есте
ственную амортизацию работающих аппаратов. В довоенное
время, но данным таможенного управления, проекционная кино-аппаратура ввозилась из - за границы ежегодно на сумму, в среднем, до 1 1/2 миллиона руб. В 1914 году ввоз ее прекратился. Отсюда можно сделать вывод, что работающая сейчас проекционная аппаратура находится в очень плохом техническом состоянии, что приносит Совкино ежегодно не менее 1 миллиона руб. чистого убытку из-за массовой порчи находящихся в прокате кино-лент
Что касается прокатной политики Совкино, то она будет сводиться к тому, чтобы обеспечить на экране пре
имущество советским картинам перед заграничными, ни в чем другом не тормозя проката последних по вышеприведенным соображениям. На этом пути Совкино встречает не малые препятствия со стороны владельцев кинотеат
ров, часто отказывающихся от советской картины на том основании, что она дает меньше дохода, театрального сбора, чем заграничная, и что театр, работая на хозрасчете, не желает не только терпеть убытки, но и сокращать в пользу советской картины процент своей прибыли. Это противо
речие могло бы быть устранено отдачей всех театров в распоряжение Совкино, которое бы тогда могло продвинуть советскую картину на экран, независимо от того, доходна она или нет. Идеологически ценную советскую картину, хоть часто и мало доходную, мы должны иметь на экране во что бы то ни стало, а возможный от ее проката дефи
цит был бы покрыт прибылью от других театров, где бы шли заграничные картины. Но, к сожалению, пребывание кино-театров в руках разных организаций, в большинстве случаев не имеющих ничего общего с кинематографией, но дает возможности поставить, в интересах советской власти, правильную прокатную политику. Переход театров в веде
ние Совкино диктуется еще и тем, что прибыль от них должна итти на развитие советского кино-производства, а ото, конечно, возможно лишь при условии поступления ее в Совкино. Поэтому следует во что бы то ни стало в скорейшем времени осуществить выдвинутый лозунг «все доходы от кино на развитие кино».
Пока же этого нет, Совкино приходится косвенным путем извлекать из заграничных картин средства на разви
тие советского кино-производства, и это соображение и
легло в основание повышения для кино-театра прокатной платы.

Кино-передвижки — двигатели деревенской культуры