Поход против халтуры в деревне

Как сообщают газеты, Главполитпросвет, учитывая наблюдающиеся в практике деревенской политпросветработы случаи неорганизованных бесконтрольных художественных выступлений люби
тельских и профессиональных трупп, выработал положение о художественном и идеологическом контроле над выступлениями в деревне. По этому положению при губполитпросветах организуются специальные проверочные комиссии в составе пред
ставителей губполитпросвета, губкома, гублита, губрабиса и посродрабиса, которые осуществляют просмотр всех художественных выступлений в де
ревне. Просмотру подлежат все коллективы, как приезжающие из центра и других губерний, так и формирующиеся в данной губернии. Не под
вергаются просмотру лишь те коллективы, которые получили визу Главполитпросвета. Такие же про
верочные комиссии создаются при уездных политпросветах для проверки деревенских выступлений
в данном уезде. Волполитпросветорганизаторам вменено в обязанность вести точный учет всех приезжающих художественных сил и не допускать их выступлений без соответствующей визы.
Этим мероприятием Главполитиросвет объявляет решительный поход против халтуры, начавшей проникать на деревенские площадки. И мы при
ветствуем начинание, имеющее целью оздоровить художественную работу среди крестьянства.
Однако одними запретительными мерами делу не поможешь. Помимо учреждения проверочных комиссий, осуществляющих художественный и идеологический контроль над деревенскими выступлениями, необходимо придти на помощь кре
стьянству организацией художественной работы на селе. Иными словами, нужно не только регулировать поток художественных сил, направляющихся в деревню, но и самим питать этот поток источниками здоровой и целесообразно поставленной художественной агитации.
Эту активную работу политпросветы могли бы выполнить через дома крестьянина, являющиеся органами смычки города с деревней. Как показы
вает опыт, организации эти оказываются в силах вести художественную политпросветительную деятельность большого агитационного значения. Сле
довательно, нужно всемерно и повсеместно повы
сить жизнедеятельность домов крестьянина, сделав их главными центрами, откуда исходило бы в де
ревню воспитательное культурное воздействие. Дома крестьянина должны стать очагами кинофикации, радиофикации и театрализации деревни.
Что касается в частности театральных форм деревенской работы, то здесь политпросветам могли бы оказать существенную поддержку своими ре
зервами артистических сил - посредрабисы. При их содействии легко могли бы быть организованы коллективы со специальным идеологически выдер
жанным репертуаром, которые, будучи направлены в деревню, наилучшим образом обслужили бы потребность крестьянских масс в разумном и полезном развлечении.
По условиям деревенской обстановки наиболее целесообразной и действенной театральной фор
мой является, безусловно, живая газета, всегда встречающая у крестьян сочувственный отклик. Но само собой разумеется, что материал живгазеты должен быть тесно увязан с потребностями и интересами местной жизни. Только в этом слу
чае живая газета привлекает к себе внимание деревенских масс.
Смущаться здесь нечем. Тем для деревенской газеты — непочатый край: сельхозналог, страхование, кооперация, сберкассы, медснабжение, вет
пункты, ликбез, шефство и т. д. Но чтобы материал живгазеты не страдал доктринерством и про
фессионализмом, он, конечно, должен быть облечен в конкретные формы, должен опираться на понят
ные и близкие всем факты. И в этом отношении коллективам, выступающим в деревне, могут очень существенно помочь свои живгазетные селькоры. Они должны питать лабораторию коллектива той живой и нужной информацией, которая, будучи претворена художественными средствами, создала бы зрелище понятное и близкое своему зрителю.