Прежде всего надо решительно устранить, вырвать с корнем смешение и соединение, свойственное лишь весьма низкой стадии научного разви
тия разных областей искусства. Современная наука об искусстве настолько обширна и сложна,
что сначала требуется детальная специализация в ней по родам искусств: иначе невозможно будет говорить о нужном и важном синтезе, о всеобщей теории искусств. Следует обособить теорию лите
ратуры от теории пространственных искусств и т. д. А затем перейти к изданию соответствующих журналов.
Поскольку здесь лишь занимает теория пространственных искусств, которой, собственно, и принадлежит термин «искусствознание», постольку о ней я и буду говорить.
Искусствознание крайне нуждается в центральном академическом (не в смысле «архивном») периодическом органе. Без него прямо-таки не
мыслимо ни связать социалоголизирование науки,
происходящее теперь, с работой специалистов-идеалистов, ни дискутировать в плоскости строгой теории по самым животрепещущим проблемам се
годняшнего дня, ни опубликовывать новейших и последних достижений науки, ни объединять пи
шущих ученых, ни регистрировать успехи науки в Союзе и за границей, ни приучать практиков к теории, а отвлеченных теоретиков к практике,
ни, наконец, распространять в широком обществе, имеющем решающее значение для художественной
практики, квалифицированную художественную теорию.
Единственное возражение, обычно выдвигаемое против журнала по искусствознанию, есть ссылка на недостаток средств. Но можно собрать силы ряда издательств, пробующих на свой страх и риск выпускать разную макулатуру или случай
ные книги, а вместо всего этого создать один крупный журнал по искусствознанию (теория литературы имеет два-три журнала, прочие же науки об искусстве много слабее науки о пространственных искусствах).
Это раз.
Во-вторых, следует радикально реорганизовать постановку работы в Госиздате, который, с одной стороны, вообще мало думает о якобы «нерентабельной» литературе по теории искусств, а с другой — пока что пробавляется подмосковными усадь
бами конца XVIII-го и начала ХӀХ века или
сочинениями общего характера, далеко не-специальными, не-исследовательскими и часто антимарксистскими.
Итак: центральный сугубо-теоретический журнал; марксистская методологическая литература;
исследования и изыскания; теория современного искусства — эти четыре задачи слишком актуальны, чтобы можно было обойтись без них.
Расцвет искусств должен пробудить к расцвету теории искусств, и первым шагом к этому будет достаточная постановка искусственно-литературного дела. Б. АРБАТОВ

МХАТОФИКАЦИЯ

Помещение о. Дмитровской оперетты отобрано у коллектива и передано Муз. Студии МХТ.
Хотя театральное дело горит, но погоня за помещениями огромная.
Плох тот кассир, который из кассы, где есть сто рублей, не сумеет украсть двести.
Плох тот администратор, который не умеет из дефицитности театра делать его благополучие.
Театр начинается с помещения.
Итак, в Москве есть коллектив оперетты с труппой, репертуаром, декорациями и без помещения. Значит, это не театр.
И есть помещение без труппы, без руководителей, без репертуара. Значит, это театр.
Коллектив оперетты образован Моспосредрабисом, который не сумел обеспечить за коллективом помещения, забыв, что у семи комиссий дитя без глаза. Сиречь без помещения.
Bo-истину, Мхатят по осени считают. Размножаются почкованием. В драме — МХТ, в опере — МХТ, в оперетте — МХТ.
Раньше говорили:
— Всяк сверчок знай свою студию!
Я думаю, что когда музстудии нечего будет играть, когда она допериколит всю Москву, она будет просить коллектив:
— Лиха беда начало! Я играла, а ты доигрывай!
Говорят, что коллектив будет играть в цирке. Тоже хорошо. Не место красит человека, а человек перекрашивается ради места.
Стойла стоит переделать иод уборные. Ярон на правах члена Авиохима будет под куполом шимми танцовать.
— Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье?!
Ну, и улыбнулось. И помещение улыбнулось.
Хорошо, что еще есть в Москве Зоологический Сад. Там тоже можпо играть.
Без шуток: Москва неблагополучна по мхатерии. Граждане! Введите режим экономии на МХАТЫ.
Чтоб в каждом городе не больше, чем по одному МХАТУ. А уездные города в отношении МХАТОВ районировать так, чтоб на пять городов по одной студии.
После того, как СССР будет соответственно мхатефицировано. дальнейшая мхатификация останавливается. Все
театры отменяются за ненадобностью. И в стране будет тишь да МХАТЬ — художественная благодать!
Я думаю, что коллективу оперетты надо тоже стать МХАТОМ, тогда их не будут МХАТОМ покрывать.
Болезнь растет. В каждом домкоме заводится свой МХАТ.
Детей будут регистрировать по МХА ГАМ. Обыватели будут вести летосчисление так:
— Это было так давно, что еще эстрады Мхатовской не существовало. И было у МХАТА всего - на - всего каких-то шестнадцать театров.
Бедному коллективу не везет. Сначала он был во власти антрепренера, но с помещением. Теперь без антрепренера и без помещения. Поспешные сделают отсюда вывод, что для того, чтоб иметь помещение, надо иметь антрепренера.
Мне странно только:
— Если такая нужда на театральные помещения, то почему в театральных помещениях заводятся кинотеатры (Альказар, Колизей и пр,)?
Вобла идет по Волге густой толпой.
МХАТ пошел по Москве еще гуще. Я не против того, чтоб в Москве на разводку либеральной интеллигенции или как экспонат для Бахрушинского музея оставили пару Мхатов. Но нельзя же такое ак-туальное засилие.
Ну, мхатни раз, мхатни два, — но нельзя же до бесчувствия!
В Москве есть ироническая надпись: — Проезд художественного театра!
Какой же это проезд, коли застряли на веки вечные! — МХАТОМ земля полнится!
Ведь не могут же все восхищаться одним театром (без лиц в ста лицах божество!) и петь:
— Что может сравниться с Мхатильдой моей?! Коллективу осталось горестно восклицать:
— За одного мхатого двух немхатых дают! Итоги:
Муз. студия без муз. Музоводитель Немирович вкупе с Данченкой за границей. Единственная актриса тоже музотерствует заграницей. Это Бакланова.
А ежели они не приедут? Кто же будет и кого же смотреть в Дмитровском запустении? И придется музстудии в пустом зале декламировать:
— В старинном замке скребутся мыши!..
ВАДИМ ШЕРШЕНЕВИЧ