Дискуссия об АХРР‘е

Вокруг героического реализма
1. — Героический сервилизм.
«Флаг сорван, лавочка закрыта»... Кончилась выставка Ахрр‘а, торговавшая на территории бывшей с.-х. выставки целое лето — рядом с рестора
нами, с «веселой бочкой» и прочими увеселениями сезона. Кончилась розыгрышем 300 малеванных полотен подешевле, под лозунгом: «картина в рабочую семью», — традиционных самовара и ко
ровы почему-то не было. Не потому ли, что роль их, роль приманки, выполнил Репин?
Подсчитаем же выручку Ахрр а.
...Ахрр пустил в обращение довольно много звонких лозунгов: «героический реализм», «искусство, революция, быт», «монументальность», «искусство в массы»... Уже на прошлой (прошлогод
ней) выставке выяснилось, что именно понимает Ахрр под этими — не новыми, конечно — словами. «Героический реализм» значит — романтика красной краски. Стык «революции, искусства, быта» — в оффициальной парадности. «Монументальность» —
пошире холсты. «Искусство в массы» — реставрация малявинских баб, «дорогу соблазнительным натюрмортам»...
Все это полностью выдержано, отчасти даже приумножено, и на последней, наконец закрывшейся, выставке Ахрр а. Прибавилась еще — «художественная этнография».
Следует очень приветствовать готовность Ахрр а положить если не все, то часть искусства на алтарь практических задач современности. С прекрасными купецкими Венерами и крымскими ку
пальщицами, правда, еще расстаться трудно, и весь этот излюбленный багаж (Машковых, Кусто
диевых) кладется тоже на алтарь и «революции», и «быта». Но и все же: разве только какой-нибудь завзятый скептик усомнится в том, что «новая выставка Ахрр‘а — это пишут о себе сами ахрровцы — является демонстрацией братского еди
нения народов СССР, выполняя этим один из величайших заветов ленинизма».
Да, да, друзья, — «заветы ленинизма» отныне в надежных руках!..
Скажут, что не хуже, и во всяком случае дешевле, выполнили бы эту задачу фотография и кино-фильма? Очень может быть, но это, ведь, предмет для спора. Ахрр и финотделы разрешили этот спор... конечно, в пользу Ахрр а.
Всеми старыми учебниками географии-истории установлено, что «Россия — большая деревня», а «земля наша велика и обильна»... Правда, ле
нинизм ввел в эти положения большие поправки,
но, бродя по залам, уголкам и закоулкам ахрровыставки, невольно ошарашиваешься этим беспо
рядочным обилием раскрашенной холстины, где относительно нужное прячется за абсолютно не
нужное (это пойдет «в рабочую семью») и где живописная деревенщина дает о себе знать и малограмотной отсталостью приемов, и кричащей безвкусицей социального спроса (читай — казенного заказчика). Учебники и здесь торжествуют...
«Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу родину перед лицом международного пролетариата!».
Это пишут о себе в обильных декларациях опять-таки сами ахрровцы. Ну, а на деле? Пишется, увы: «трамвай», а выговаривается: «конка».
Что общего с «жизнью народов СССР» в радимовской «боярской» стилизации «Сборы невесты в Поволжьи», в лентуловском голландском «Празднике», в григорьевском — под Куинджи — «Украин
ском пейзаже» и т. д., и т. д.? Разве не «дискредитацией нашей революции перед лицом между
народного пролетариата» являются такие иллю
страции к «священному писанию», как «Ленин среди детей» и целый ряд иконописных упражне
ний с символической пометкой: «масло»? Неужели же, малюя такие пошло-угоднические картинки, как «Post factum» («в глубине Алеша Джапаридзе; правее, в очках, Ваня Фиолетов; аплодирует Фунтиков»...), или же такие, как Владимирского «Пионеры в деревне» (праздно марширующий под
барабаны отряд и группа недоуменно взирающих на него крестьян, идущих на работу), — неужели, подавая вот такую вот, типично-сосновую, ахрро
пись, наши художники действительно «кладут фундамент общемирового (!) здания искусства будущего (!!), искусства бесклассового (!!!) общества?»
Язык — он без костей: он может...
...Не довольно ли, однако, рыться в ахрровской идео-выручке? Ведь, дело тут, в конце концов, не в «станковизме» или «реализме», как это на
прасно полагают многие полемизирующие с Ахрр‘ом товарищи, ибо теория у Ахрр а тоже «без костей», а дело — на девять десятых в практике. Что спо
рить о теории людей, практика которых носит все следы... героического сервилизма? Чем, как не героическим сервилизмом, являются усердные попытки Ахрр а ухватить как раз парадную, оффициально-казовую сторону современности? И эта готовность сделать приятное первому попав
шемуся, ничем решительно не примечательному,
разве-что просто «нужному», человечку! И это явное портретное угодничество, облепившее выставку и с заднего, и с переднего крыльца!
«Героический реализм» воскурений, тонко расчитанный на некое неравнодушие того или иного, порою невежественного, мецената! Тут — «портрет председателя финансовой комиссии» субсидирую
щего Ахрр учреждения; а там — портрет «Коня товарища»... имя-рек мецената, — верный путь в «бесклассовое общество»...
Молчалин у Грибоедова бестрепетно признается:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья— Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, во избежанье зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была ...