ОПЕРА И

КОНЦЕРТ

Открытие сезона Аккапеллы.

В связи с исполняющимся 7 ноября т. г. 35-летием со дня смерти Чайковского, Госаккапелла открыла свой сезон концертом, посвященным памяти автора «Онегина» и «Пиковой дамы».
К сожалению, в каталоге произведений Чайковского количественно очень слабо представлен отдел компо
зиций для хора а capella. Это обстоятельство вынудило составителя программы концерта включить в нее три транскрипции глинкинских вокальных пьес («Колыбельная песня» и «Венецианская ночь» в арранж. Бала
кирева и «Ночной смотр» в новой, отлично сделанной арранж. А. А. Егорова), и ряд хоров любимейшего ученика Чайковского—С. И. Танеева.
Мысль эту следует признать очень удачной и художественно вполне оправданной. Несомненно, что в искренней мелодике Глинки легко отыскать черты, роднящие Чайковского с его великим предшественником. Что же касается композиций Танеева, то, ду
мается, обоснование целесообразности сопоставления их с произведениями Чайковского не нуждается в особых доводах, тем более, что по изумительному мастерству сложнейшей полифонически фактуры, по эмоцио
нальной напряженности и музыкальной живописности хоры Танеева представляют исключительную художественную ценность. Это относится ко всем пьесам,
включенным во 2-е отд. концерта, за исключением, быть может, «Застольной песни» для мужского хора, в которой художественное воображение композитора не поднимается над средним уровнем.
В часть концерта, посвященную собственно Чайковскому, вошли знаменитая Легенда и «Соловушкодля смеш. хора, мужской хор «Блажен, кто улыбается», квартет «Ночь» (на музыку из сонаты-фантазии Мо
царта) и сцена и хор из оп. «Евгений Онегин», удачно скомпанованные М. Г. Климовым (последняя пьеса, как и Легенда, была повторена по требованию слушателей).
Исполнение Капеллы под мастерским управлением М. Г. Климова попрежнему восхищает своей необычайной стройностью, свежестью голосов, уравновешенно
стью отдельных групп, точнейшей интонацией, ясной дикцией, тончайше проработанной нюансировкой музыкальной фразы, округлостью и рельефностью ее подачи, изумительными градациями в нарастании и ути

Памяти Η. Ф. Финдейзена

Газеты принесли известие о неожиданной смерти (от злокачественной опухоли в области почек.) старейшего работника русской музыкальной печати, выдаю
щегося историка русской музыки Николая Федоровича Финдейзена.
Из 60 лет своей жизни (род. в Петербурге в 1868 г.) Η. Ф. около четырех десятков лет отдал интенсивней
шей работе в области истории музыки и музыкальной критики. За это время им написано бесчисленное количество статей в различных периодических изданиях и выпущен в свет ряд крупных музыкально-кри
тических и музыкально-исторических исследований (главнейшие из них посвящены Верстовскому, Глинке, Серову, Рубинштейну, Римскому-Корсакову).
Усердный собиратель «музыкальной старины» (так назван сборник музыки в России, изданный в двух томах в 1903 г.), Η. Ф. Финдейзен завершил свой путь музыкального писателя обширным трудом «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца ХѴIII века». Первый выпуск этого сочинения, явившегося результатом многолетней кропотливой работы, издан в текущем году Музсектором Госиздата. Нужно думать, что смерть автора не задержит опубликование дальнейших частей этого ценного музыкальноисторического исследования.
Помимо работ музыкально-исторического характера, которые, несомненно, обеспечат Η. Ф. Финдейзену
хании звучности. Хор Капеллы представляет собою очень гибкий и послушный воле его руководителя своеобразный вокальный оркестр, для которого не существует никаких трудностей ни технического, ни художественного порядка. ИСЛАМЕЙ

Дебют в Акопере.

В последнем спектакле «Аиды» дебютировал тенор Емельянов, оказавшийся обладателем хорошего материала. Однако, артист, повидимому, должен быть отнесен к числу меццо-характерных теноров, и искусствен
ное подтягивание под «драматического» заставляет его чрезмерно форсировать звук, особенно верхние ноты. Естественное вследствие этого напряжение заметно сказалось на голосе к концу спектакля. К числу недо
статков Емельянова следует отнести недостаточную сценическую и вокальную культуру.
Приятным для слушателей, но невыгодным для дебютанта оказалось весьма сильное окружение, из кото
рого следует выделить В. Павловскую с ее необъятным голосом и прекрасное молодое дарование С. Преобра
женской. Отличный Амонасро — Болотин, к вокальным своим достоинствам присоединяющий яркий темперамент и хорошую дикцию. Приятное впечатление произ
водит компактный, сочный бас Плешакова. В целом спектакль оказался сильным и интересным. Ю. В.

Открытие сезона ЛОКМ.

Ленинградское Общество Камерной Музыки удачно начало свой сезон концертом из произведений Рахма
нинова. Фортепианное трио (Ю. Эйдлин, А. Штример и А. Зейлигер), романсы (В. Павловская) и Фантазия для двух роялей (Н. Позняковская и А. Зейлигер) составили в общем цельную программу, очень ярко рисую
щую композиторский облик Рахманинова, сумевшего, благодаря своему исключительному творческому дарованию, в плоскости настроений, роднящих его с Чай
ковским, выявить все же свое авторское лицо, избежав подражания.
Мощная эмоциональная струя, проникающая произведения Рахманинова, производит двоякий эффект: с одной стороны, она заражает исполнителя, мало-мальски чуткого к подлинному искусству, действенной тем
пераментностью, а с другой стороны, она обеспечивает художественный успех исполняемому даже в том слу
чае, если техническая сторона передачи и не вполне безупречна.
Тем более, конечно, актуальна рахманиновская музыка, когда интерпретация ее находится в руках таких испытанных артистических сил, какие выступили в первом концерте ЛОКМ’а, прошедшем в переполненном зале при приподнятом настроении слушателей. Н. М.
почетное место в ряду крупнейших деятелей русской музыкальной культуры, — нужно еще упомянуть об издании Η. Ф. Финдеизеном в течение 24 лет (начиная с 1894 г.) «Русской Музыкальной Газеты», единствен
ного органа музыкальной печати, выдержавшего столь продолжительный срок существования.
Сейчас можно сказать совершенно определенно и безошибочно, что «РМГ» сыграла заметную роль в истории русской музыкальной общественности, особенно в ту пору, когда сильны были еще тенденции русской национальной музыкальной школы. Знаток и страстный поклонник Глинки, Η. Ф. Финдейзен, идя по стопам В. В. Стасова, был верным и надежным защитником идей, одушевлявших последователей Глинки — членов «могучей кучки» Балакирева, Бородина, Кюи, Мусоргского и Римского-Корсакова.
Но вместе с тем Η. Ф. Финдейзен, как музыкальный писатель, сложился и вырос в эпоху, когда народнические течения в русской музыке потеряли уже без
оговорочное главенство под натиском западнических тенденций, просачивавшихся в русскую музыкальную жизнь со времени основания в России консерваторий. Убежденнейший ценитель художественных и музыкально-общественных устремлений Серова и Рубин
штейна, глубокий почитатель Чайковского и его школы, Η. Ф. Финдейзен по своим убеждениям неизбежно
был эклектиком, соединявшим в себе преклонение перед Глинкой и «могучей кучкой» со стойкой защитой твор
чества музыкантов, воспитавшихся в консерваторских стенах.