Наболевшие☛

А. Р. Кугель

Скончался на 64-м году жизни крупнейший представитель дореволюционной журналистики, большой знаток театра, основатель и художественный руководи
тель своеобразного театра пародии и гротеска «Кривое Зеркало» — Александр Рафаилович Кугель.
Имя Кугеля, как публициста, пользовалось большим уважением и авторитетом у передовой русской обще
ственности в пору борьбы с самодержавием. Статьи и фельетоны Homo novus’a (литературный псевдоним Кугеля) имели огромный круг читателей. Зато «Новое Время» и черносотенные слои старого русского обще
ства питали непримиримую ненависть к Кугелю, видя в нем сильного и опасного врага.
Сыграв видную роль в качестве выдающегося журналиста в дореволюционный период, А. Р. Кугель со времени Октябрьской революции работал исключительно в области театра, к которому он чувствовал большое влечение почти с первых же шагов своей публицистической деятельности.
Еще в 1897 г. Кугель основал художественный еженедельный журнал «Театр и Искусство», просуществовавший вплоть до 1918 г. В это издание, уделявшее преимущественное внимание театру, А. Р. Кугель вложил очень много и личной своей энергии, и материальных средств, добывавшихся публицистической газетной работой.
Тонкий знаток театрального искусства, человек с большой общей культурой, великолепный мастер слова, компетентный судья актерской игры, неутоми
мый и ярый защитник в печати интересов актерской братии, А. Р. Кугель завоевал основанному им жур
налу огромную популярность среди актерских кругов. Имя Кугеля хорошо было известно во всех самых отдаленных уголках старой России.
Хорошо зная актерскую среду, проявляя необычайную чуткость в оценке актерских дарований и полагая актерскую игру в основу театра, А. Р. Кугель энергично
боролся со всеми теми тенденциями театра, которые, по его мнению, должны мешать росту актерского искусства. В частности, он до конца дней своих вел упорную войну с «режиссерским засильем». Преувеличи
вая опасность, грозящую актеру, Кугель отрицательно относился к методам работы Московского Художественного театра, а впоследствии и театра им. Мейерхольда.
Развитие еврейского театрального дела в СССР таит в себе целый ряд важных противоречий, в зна
чительной степени замедляющих поступательный ход еврейского театра.
Основное противоречие заключается в том, что крупнейшие показательные еврейские гос. театры— как Московский и Харьковский [*)] —основными базами выбрали как раз такие пункты, где они меньше всего могут рассчитывать на широкие кадры пролетарских зрителей.
Как известно, в Москве и Харькове подавляющее большинство еврейского населения состоит из непролетарских элементов, либо игнорирующих тот и другой Госет, либо враждебно настроенных и бойкоти
рующих эти театры. В таком случае почти отпадает момент целевых спектаклей, расчета на рабочую полосу. Не успеет премьера пройти 6—7 раз—и уже Евгостеатр наполовину пуст. Связь с рабочим зрителем—слабая.
Отсюда—острая хроническая дефицитность. Она усугубляется еще тем, что гостеатр—особенно мос
ковский Госет — всемерно старается поддерживать качество своей продукции на высоком уровне, след
ствием чего является малое количество постановок (одна или две в течение сезона), и они дорого обходятся.
Но покинуть Москву либо Харьков и обосноваться в каком-либо из крупных еврейских центров ни тот ни другой Госет не решаются. Ибо в провинции не будет к услугам режиссера ни высоко-квалифициро
ванных художников, ни хороших композиторов; затем не будет рядом конкурирующего авангарда советского театра, подгоняющего к напряженным исканиям и экспериментам. А ведь при нынешнем преобладании молодняка в евгостеатрах ставка на художника и композитора—в большинстве постановок.
В результате—постоянная экспансия, неудержимое стремление этих госетов к гастролям по крупным го
родам провинции. Тут эти театры обретают свою естественную почву и... подкармливаются после зим
него великого поста.. Но, кроме положительных, эти гастроли имеют и свои отрицательные стороны: те
атры во время гастролей расточают силы труппы, выматывают из себя свои производительные силы, не успевая даже подготовить новый репертуар к началу сезона.
Да, репетуар... Это, пожалуй, самый больной вопрос еврейского театра в настоящее время. Вот почему Грановский так упорно добивается разрешения Нар
[*)] О Белорусском Евгостеатре — речь особая. Его работа протекает в более или менее нормальных условиях.
Такая односторонность художественных убеждений обусловила некоторую изолированность Кугеля, как театрального писателя, от тех течений в театральном искусстве, которые привели русский театр к большим художественным достижениям.
Отходя постепенно от активного участия в строительстве нового театра, А. Р. Кугель все чаще и чаще
стал обращаться к мемуарной литературе, и в этой области его литературное мастерство, его огромная эрудиция и неисчерпаемый собственный опыт сослу
жили большую службу. Можно только пожалеть, что А. Р. Кугель не использовал до конца накопленной им ценнейший материал, относящийся к истории театра и актерского искусства. Его суждения и характеристики всегда остры и метки, его литературная речь — образна и вместе с тем проста и ясна, полна неожиданных сопоставлений и находчивых цитат, а главное—проник
нута всегда необычайной искренностью и мягкой лиричностью. Кугель был человеком большого дарова
ния, сильного ума и пламенного сердца. Он оставил о себе память, как о писателе, от мастерства которого молодым работникам печати есть что позаимствовать.
ИСЛАМЕЙ