МОСКВА

К 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ МХАТ.
В текущем сезоне исполняется 30- летие Московского Художественного театра. Для организации юбилейных торжеств при Государствен
ной Академии художественных наук образован юбилейный комитет. На происходившем на-днях очеред
ном заседании комитета с участием представителей общественных организаций, прессы, Моссовета, а также деятелей искусства и литературы, был заслушан доклад о порядке празднования юбилея. Тор
жества предполагается провести следующим образом: юбилейной
датой установлено 27 октября. В этот день в помещении МХАТ’а состоится торжественное заседание, порядок которого поручено выра
ботать особой комиссии в составе П. С. Когана, В. Э. Морица, А. Я. Таирова, Н. А. Полова и других. Общественный комитет постановил обратиться ко всем организациям, желающим принять участие в че
ствовании театра во время торже
ственного заседания, с просьбой сообщить заблаговременно форму, в которой та или иная организация намерена облечь свое приветствие. 29 октября МХАТ дает свой юбилейный спектакль. Его предполагается составить из отрывков шедших в театре постановок, характеризующих отдельные этапы творческого развития его (от «Царя Федора» до «Бронепоезда»). 31 октя
бря ГАХН устраивает совместно с Обществом любителей российской словесности в здании Академии ху
дожественных наук торжественное юбилейное заседание. В виду того, что на это заседание, равно как и на юбилейный спектакль в МХАТ’е, сможет попасть лишь незначительное количество лиц вследствие ма
лой вместительности помещения, общественным комитетом принимаются меры к устройству в Центральном Доме просвещения в ЦД Рабис и других местах специальных докладов о юбилее для широкой аудитории. Комитет постано
вил также обратиться в культотдел МСГПС с просьбой об организации юбилейных вечеров в рабо
чих клубах. 5 ноября намечается спектакль, в который каждый из
московских театров внесет свою долю участия. Спектакль этот пройдет под лозунгом «Московские театры юбиляру». Для выработки
программы этого спектакля общественным комитетом выделена специальная комиссия в составе: П. С. Когана, П. Н. Сакулина, А. А. Бахрушина, Г. Г. Шпехта и др. В свя
зи с юбилеем театра общественным комитетом возбуждено перед соответствующими инстанциями хода
тайство о присвоении некоторым артистам звания заслуженного дея
теля искусств. Возбуждено также ходатайство о предоставлении ра
ботникам театра, проработавшим в нем со дня его основания, персональных пенсий. Комитетом получены из-за границы многочисленные письма с извещением о прибытии иностранных делегатов на
предстоящие юбилейные торжества. Письма эти продолжают поступать
К РЕОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШОГО
ТЕАТРА.
В президиум комиссии по реорганизации ГОТОБ’а вошли: дирек
тор театра С. В. Александровский, зам. директора А. Я. Хорал, И. М. Лапицкий, Е. М. Браудо, Б. Е. Гусман и Н. А. Рославец. На первом заседании президиума были рас
смотрены эскизы художника Ф. Ф. Федоровского к готовящейся в театре постановке «Нюренбергские ма
стера пения» и заслушаны тезисы к ней, составленные Е. М. Браудо. Президиум одобрил представленные эскизы, внеся в них некоторые изменения и поправки. Работы по по
становке «Мейстерзингеров» идут в настоящее время усиленным темпом. Премьера расчитана на 7 ноя
бря. Первой постановкой 2-го ГОТОБ’а пойдет опера Шишова «Тупейный художник» (по повести Лескова). Президиум комиссии принял решение просмотреть ряд по
становок старого репертуара обоих театров с целью внесения в них коррективов идеологического порядка. В первую очередь подвергнутся идеологическому исправлению «Борис Годунов» и «Хованщи
на». Работа в этом направлении возложена на т.т. Н. А. Рославца («Борис Годунов») и С. В. Алексан
дровского («Хованщина»), которым поручено в недельный срок представить на этот счет свои соображе
ния. Обсуждался также вопрос о вовлечении в активную производственную работу молодых артисти
ческих сил. Решено в одной из репертуарных опер распределить партии исключительно среди молодежи.
В ТЕАТРЕ ИМ. МЕЙЕРХОЛЬДА начались репетиционные работы по пьесе С. Багдасарьяна «Кровавая пустыня» (название условное); редакция перевода с армянского языка и переработка пьесы принадле
жит И. А. Аксенову. Экспликацию пьесы и общие указания дает Вс. Мейерхольд, непосредственная ре
жиссерская работа ведется тройкой, выделенной режиссерской группой театра П. В. Цетнерович, В. Ф. Зайчиков и X. А. Локшина, Тема пьесы— господство французского империализма в Марокко и восстание ара
бов. Новая работа театра, задача которой—осветить на ярком примере пробуждение мусульманского
дународного революционного движения, должна явиться очередным звеном в ряде спектаклей Гос- ТИМ’а на тему о развертывании мировой революции («Зори», «Ми
стерия - Буфф», «Земля дыбом», «Д. Е.», «Бубус», «Рычи Китай»).
Вместе с тем эта постановка должна дать толчок к продвижению на русскую сцену произведений драматур
гов других национальностей Совет
ского Союза. Пьеса, как это часто имело место в практике театра Вс. Мейерхольда, подвергается дополнительной переработке в про
цессе репетиций. Вс. Мейерхольд подбирает необходимый для пьесы материал этнографического порядка. Аналогичную работу проводит режиссерская тройка в московских му
зеях и библиотеках. К годовщине Октябрьской революции предположено возобновить спектакль «Земля дыбом» в новом варианте; работу над этим спектаклем режиссерская группа поручила другой тройке — Н. К. Мологину, А. В. Кельбереру и Е. В. Логиновой. Николай Эрдман закончит свою новую пьесу, предна
значенную для Гос. ТИМ’а, к декабрю. И. Сельвинский уже закончил вчерне трагедию в стихах, пред
ложенную театру. Сезон открывается в пятницу, 19-го октября. Идет «Лес». В данное время производится частичный ремонт театра. Спектакль «Д. Е.» («Даешь Европу») пой
дет в первые же дни по открытии сезона в новом варианте; в частности будет введен новый эпизод «В английском парламенте», а также переделан эпизод «Вот, что осталось от Франции». Вс. Э. Мейерхольд возвращается в Москву в ноябре. Работа художественно-политического совета театра началась уже экстренным расширенным заседанием с пред
ставителями райкома ВКП (б) и ВЛКСМ, ЦК и Губотделов профсою
зов, фабрик, заводов, воинских частей и ВУЗ’ов под председатель
ством Ф. Ф. Раскольникова. Для ве
дения постоянной работы избран президиум в составе В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф. Раскольникова, П. Н. Керженцева. А. И. Свидерского, В. Н. Сарабьянова, Я. С. Агранова, Н. И. Подвойского, Т. Кострова, Б. Ф. Малкина. А. Е. Нестерова. А. В. Февральского и представителей труппы театра. Широкое обсу
ждение работы театра является базой для дальнейшего развертывания общественной деятельности театра.
«Счастливый конец
в японской
фильме (см. стр. 10)