Ответ нашим противникам
К дискуссии об АХРР‘е. См. «Ж. И.» № 43
III.
На этом самом обширном разделе нападок на АХРР следует остановиться.
Почему, в самом деле, АХРР, не боясь, группирует столь разноречивых художников, от крайнего академизма до левого крыла «Бубнового валета»?
Почему АХРР выбрасывает лозунги «героический реализм», а на деле преподносит якобы «серенькийи «протокольный» бытовой реализм, не боится натурализма, не боится экспонентов с «Весенней»?
Ответ не так уж труден. Для АХРР‘а «героический реализм» — это цель, а бытовой реализм— один из этапов к этой цели.
АХРР хочет быть честным. АХРР не желает утверждать, что после четырех лет своего художнического бытия он достиг поставленной цели.
Во главу угла АХРР кладет стремление к художественной правде изображаемого. Не боясь, АХРР включает в свою декларацию 1922 г. слова «худож. документальный». К этому его обязывает эпоха Октябрьской революции, которую кино и фотогра
фия целиком не выражают и не выразят. У АХРР а— цель и задача втянуть в сферу изобразительного искусства миллионы неискушенных в различных «измах» зрителей, которым еще предстоит пройти гигантский период от сытинского лубка и приложе
ний олеографии к «Ниве» до восприятия простых, реалистических, понятных отражений героической эпохи.
Стиль и школа в искусстве формируется десятками и сотнями лет.
АХРР утверждает, что изобразительное искусство после Октябрьской революции в Советской России должно пройти через сложный и противоречивый черновой период накапливания сил, культурничества, приобщения к искусству массы провинциальных художников, не боясь, что «мещанская стихиязахлестнет АХРР, ибо АХРР знает что такое регу
лярная чистка своих рядов и умеет это жестко проводить, жестко бороться за это! АХРР проделы
вает значительный и трудный опыт отбора годных элементов современного искусства. Революция потрясла и перевернула художника, и АХРР, учтя это,
объединил в своих рядах всех, кто только может пригодиться в этой гигантской работе.
Эпигонство, «обветшалая» форма будет сползать с АХРР, как старая шерсть во время весенней линки!
Повышение качественного уровня ахрровских выставок есть несомненный факт для непредубежденного и не явно-пристрастного зрителя и критика.
От «попутчиков» АХРР не отворачивается, но с большой осторожностью, не подчиняясь им фор
мально и идеологически, отбирает нужное АХРР‘у. На путях к созданию стиля «героического реализма» АХРР‘ом проделано не так уже мало. Растет и крепнет группа талантливой молодежи, нащупывающей подходы к трактовке и заострению реалистического стиля эпохи.
К этим же целям и задачам АХРР позвал и художественную молодежь в худож. вузах (организация молодели! в «Омахрр»).
Одно слово определяет всю идеологию АХРР‘а, все тактические шаги Ассоциации: это слово «массовость».
Надо это слово понять, надо этим словом проникнуться, надо осмыслить его, и тогда по-иному осветятся все искания, достижения АХРР а и свя
занные с этими достижениями ошибки, уклоны, искажения, недочеты.
АХРР категорически отметает все упреки в «примазывании к революции», спекуляции, халтуре за счет революции, как явно недобросовестные, гнилые и злостные, ничем не доказанные упреки.
Глубокое недомыслие полагать, что откуда-то вдруг может свалиться группа замечательных ху
дожников и сразу в их произведениях засверкают драгоценные зерна отысканного стиля эпохи.
Между «вчера» и «завтра» в искусстве огромный, мучительный, трудный и темный период. В этом периоде естественны прослойки изжитого и созревающего обветшалого и творчески нового.
Тот, кто этого не понимает, тот ничего не понимает в том процессе формирования большого искусства эпохи, которое развертывается перед глазами современности.
☛
Устроенный Центр. Домом Искусств. диспут об АХРР собрал значительную аудиторию, главным образом молодежи, учащейся в художественных школах.
Доклад т. Эссена вкратце формулировал то, что уже было опубликовано АХХРР‘ом в его декларациях и брошюрах, и совсем не касался дискуссии, прошедшей на стра
ницах «Жизни Искусства». Он согласен, что на выставках АХРР много работ, не отвечающих современной идеологии, много и слабых технически, но самое ценное у Ассоциации это «внутреннее содержание — душа АХРР а» — же
лание идти в ногу с революцией и создать реалистическое искусство, понятное для широких масс.
Об этой понятности, об успехах среди сотен тысяч трудящихся, о банкротство пропитанных индивидуализмом
и кружковыми измовскими вкусами «левых» течений», об участии художников в общем строительстве путем познания искусства нашего быта, о связи с заводами (рабхуды) говорили и другие сторонники АХРР (тт. Петров, Плешаков, Серый, Дроздов).
Оппоненты, наоборот, указывали, что реализм (старые мастера) это одно, передвижническое эпигонство АХРР‘а - другое; передвижники не могли ничему научить своих учеников — будущих АХРР‘овцев, а они в свою очередь, овладевая художеств. школой, бессильны что-либо дать моло
дежи и способны лишь на аборты инакомыслящих; новое искусство Советской Республики нужно строить на уровне мировой художественной культуры (т. Филонов).
— Быт еще не выход для новой картины и имеет соперника в лице кино; художник-мастер должен вести за собой массы, а не угождать отсталым вкусам неизжитой обывательщины (т. Петров-Водкин).
— Словам и декларациям АХРР не соответствуют его дела — выставки, собрания случайных вещей (т. Пумпянский).
АХРР овцы так же революционны в своих работах, как иные композиторы из церковных регентов, начавшие сочи