МОСКВА

О народных и заслуженных артистах. При присуждении звания народного и заслуженного артиста ЦК Рабиса признал необходимым, кроме высокого мастерства и специальных заслуг в художественном производстве, учитывать и заслуги данного работника пе
ред искусством в революционный период в смысле приближения искусства к советской идеологии, и к нуждам масс.
Главискусство. Президиум ЦК Рабиса одобрил проект положения о Главискусстве, которое должно явиться высшим органом, руководящим художественной политикой, объединяющим и направляющим деятель
ность всех художественных учреждений, предприятий и трестов. По проекту Главискусство распадается на три основных отдела: художественно - научный, художественно - просветительный и художественно - производственный, при чем последний ведает работой всех хозяйственных объедннений центрального значения (Управ
ление Ак-театрами, Управление Гос-цирками, Совкино, Музпред) и местными хоз-предлриятиямн и объедине
ниями, Местными органами Главискусства по проекту являются подотделы искусств при Оно. Указанный проект в настоящее время находится на согласовании в Коллегии Наркомпроса.
БОЛЬШОЙ театр. Дирекция Большого театра закончила переговоры с известным германским компо
зитором Шрекером об использовании его музыки „День рождения инфанты для переложения ее на балет.
— Ведутся усиленные работы пе постановке оперы В. А. Золотарева „Декабристы , которая пойдет 27 декабря.
Малый театр. Ведутся репетиционные работы следующей постановки театра — пьесы Анатолия Глебова „Загмук . Ставит Н. О. Волконский, художник — И. С. Федотов. Пьеса — из древне-ассирийской жизни и рисует классовую рознь между рабами и властителями. Премьера — в конце декабря.
Московский театр Сатиры. 20 ноября — премьера новой постановки театра „Мишка — верти . Ставит Д. Г. Гутман и В. Я. Типот. Музыка Ю. Юргенсона. художник М. Беспалов, танцы в постановке заел. арт. В. Я. Рябцова. Обозрение построено без сюжета и каж
дый акт представляет из себя самостоятельное целое. Связующим началом является фигура кино оператора и механика „Мишки — верти . Обозрение сатирически отражает закулисные дела Западного кино, быт советского кино („Красный Чемодан , приключенческая фильма из эпохи гражданской войны, „Насморк — бич трудящихся , санитарно-просветительная фильма и др.), влияние и роль кино в советском быту, процесс рецензента и кино-актрисы в нарсуде и др.
Следующая новая постановка — программа, посвященная 1905 году — разрабатывается по материалам Истпарта Гутманом, Типотом и Ивановым-Граменом.
Награды кино-режиссерам. Согласно сообщению, полученному Академией Художественных Наук, в числе других наград павильону СССР на выставке декоративных искусств в Париже, получили награды: режиссер Я. А. Протозанов — почетный диплом (II-я награда), С, М. Эйзенштейн - золотая медаль (ІII-я на
града), Д. Н. Бассалыго — золотая медаль (III-я награда), Дзига Вертов — серебряная медаль (IѴ-я награда). Кроме того серебряную медаль получил А. М. Лавинский, по классу „Искусство улицы , выставлявший
спои плакаты, изготовленные им для фильм Госкино: „Луч смерти , „Долина слез и „Стачка .
Музей нового Западного Искусства открыл выставку немецкого искусства за последние 50 лет. На ряду со старыми немецкими мастерами (Ленбах, Штук, Менцель, Либерман), на выставке есть представители современной Германии (Нагель, Дикс, Пехштейн, Кампендонк и др.), работы которых привлекли к себе острое внимание на недавней выставке немецкого искусства в Москве.
Юбилей п. н. Орленева. Исполнился сорокалетний юбилей артистической деятельности засл. арт. Республики П. Н. Орленева. Для юбилейного спектакля, который состоится в Большом театре, пойдут сцены из „Царя Федора- и „Братьев Карамазовых с уча
стием юбиляра и артист в МХАТ, во главе с К. С. Станиславским.
О дне нормального отдыха Несмотря на постановление Ѵ-го Съезда Всерабиса о категорическом запрещении работать по понедельникам, некоторые союзные органы разрешают работу в эти дни, ЦК Рабиса предложил местным организациям точно выпол
нять постановления Ѵ-го Съезда и не допускать работы по понедельникам, привлекая администрацию пред
приятий, допускающую работу по понедельникам без ведома союза, к уголовной ответственности по 132 ст. Уголовного Кодекса.
Концерт Н. П. Осипова, в конце ноября в Колонном зале Союзов состоится чествование, по случаю 20-летнего юбилея, солиста на балалайке H. П. си
лова. В концерте примут участие лучшие артистические силы Москвы.
В госцирках. Центральное управление госцирками законтрактовало целый ряд иностранных арти
стов для работы в госцирках. Среди приглашенных: американский артист Нормане Тельма — комик-эксцен
трик на биллиарде, французские артисты Трио Рафаэт— с дрессированными собачками, американские артисты Сайтон и К° — крокодилы эквилибристы, французские артисты Маркас — акробаты, Артузе и мисс Жозефина — прыгуны, шведские атлеты Трио Финлайс — турники, итальянские артисты 7 Ф..муди — акробаты, германские артисты Эрнст Лейнарт — прыжок с купола цирка иа велосипеде и Силендид — акробаты на роликах. Помимо указанных артистов в конце ноября начинаются гастроли знаменитого западного дрессировщика Б..ндикс с его группой 12 тигров из цирка Крона. Дрессированная группа Бендикс считается на Западе лучшей группой диких зверей. В конце ноября Центральное Управление Госцирками перебрасывает дрес
сированные конюшни лошадей: в Ленинград, на смену
уезжающему за границу В. Труцци, приедет из Москвы Адольфи с его группой дрессированных лошадей, а на место Адольфи в Москву приезжает известный итальянский дрессировщик Джиованни-Де-Пьеро со своей большой конюшней.
МОДПИК. Количество членов Моск. О-ва драматических писателей и композиторов за 8 лет возрасло с 1315 в 1917 г. до 2057 в текущем году. Агентурных пунктов по сбору авторского гонорара на территории СССР в 1917 г. значилось 510, и текущем же году их стало уже 648.
АХРР. В настоящее время заканчивается предварительная работа по подготовке к ѴІІІ-й выставке „Жизнь и быт народностей СССР . Больше 80 художников вернулось из поездок в отдаленнейшие, области
Союза. Собран и привезен большой художественный материал, подлежащий систематической обработке и использованию.
Изобретения С. В. Гилева. Профессор пения С. В. Гилев (первый исполнитель партии Онегина на консерваторском вечере в Москве в 1877 г. под руко
водством автора) демонстрировал в ГИМН е изобретен
ный им музыкальный инструмент, по красоте тембра представляющий среднее между арфой и челестой.
Посредством клавиатуры приводятся в колебание вместо струп зубцы стальных гребенок. Инструмент назван Гилевым пиччитон (получается щипковый звук, свойственный арфе), у пиччитона есть регулятор, который по желанию усиливает или ослабляет звук; регу
лятор можно заменить педалью. Клавиши — нормальной величины. Клавиатура имеет 5% октав. Длина пиччитона равна метру. Этот инструмент всегда держит строй и потому не нуждается в настройке. Пиччитоа может до некоторой степени заменить клавикорды при исполнении старинной музыки. В виду дешевизны и портативности пиччитон может найти применение в школах, рабочих клубах и вообще в народных массах. Гилевым был показан также хроматический камер
тон, издающий звуки в пределах октавы; он имеет вид небольшой деревянной табакерки, на крышке которой расположены белые и черные кнопки. При нажиме кнопок получаются отчетливые и мягкие звуки.