Проблема

дирижирования

в наши дни

Не так далеко еще время, когда утверждали, что дирижеры подобно поэтам не делаются, а родятся, что учиться дирижированию нельзя, что школа дирижера— только практическая жизнь и т. д. Теперь все это понемногу изживается или должно быть изжито.
Изживается медленно и с трудом по многим причинам. По отношению к любой музыкальной специально
сти, кроме дирижирования, ясно, что одного природного специфического, хотя бы яркого, дарования мало, — надо работать, пройти школу и преодолеть многое, чтобы стать на уровне современных требований в той или иной специальности. Иное дело — дирижирование: ауди
тория в большинстве случаев так мало разбирается в роли и значении дирижера, взаимоотношении дирижера и оркестра, так путает впечатления зрительные (в пер
вую очередь) и слуховые, что правильность оценки дирижера является во многих случаях делом спорным. Не даром Римский-Корсаков говорил, что „дирижерство — темное дело .
Но дирижер, по крайней мере те, что работают постоянно при одном деле (театр, концертная эстрада, кино и т. д.) является не только исполнителем, но и музыкальным руководителем, становясь лицом к лицу со всеми задачами, требованиями, условиями современ
ности. Вот это ставит работу дирижера в сравнении с любым другим музыкальным исполнителем в совершенно особые рамки. Это дает возможность говорить об общественном значении дирижера и о проблеме дирижирования в наши дни.
Настоящие (и будущие) задачи дирижера можно рассматривать в двух направлениях. Первое — чисто спе
циальное, так сказать формального порядка. Почти на десяток лет мы были отрезаны от Запада и когда получили, наконец, возможность некоторого общения (слу
чайные приезды дирижеров немцев, правда, только в Москву и Ленинград, поездки за границу наших музыкантов, заграничная литература), то оказалось, что ди
рижирование — самое молодое из исполнительских искусств — шагнуло в Германии значительно вперед. Мы должны здесь, как и во многих других областях жизни, догнать Запад. Сделать это не так-то легко, ибо дирижированію, кажется, единственная в музыкальном исус
стве область, в которой мы уступали и уступаем ино
странцам (немцам): у нас нет в этом дело школы, а приобрести ее в пять минут нельзя.
Второе направленно выдвинула сама жизнь. Если раньше сфера дирижирования ограничивалась симфони
ческим концертом, оперой, а все остальное казалось с дирижерской точки зрения ерундой (оркестры в армии, в школах, „любительские оркестры, оперетта, музыка в драматическом театре, цирк, кино и т. д.), то нынешняя жизнь предъявляет иные права и запросы, игнорирование которых может повести к самым роковым последствиям.
Музыка должна существовать для всех. Это не значат, что каждому надо дать непременно симфонию Мя
сковского или непременно „Цыпленки тоже хочут жить , а значит, что каждому должна быть представлена соот
ветствующая музыкальная пища. И ясно, что музыка простая, в элементарном оформлении получает в наше
время совершенно особое значение, ибо с нее начнет и через нее придет новый слушатель к вершинам класси
ческого и современного творчества, оберегать которые является одной из существенных задач академических учреждений. А если так, то с точки зрения общего на
родного интереса сейчас важнее не то, что и как исполняют в ак. опере и ак. Филармонии, а то, что поют и играют и как поют и играют в клубах, шко
лах, на улице во время праздника или похорон, в цирке и прежде, прежде всего в кино.
Пусть не поймут меня ложно: я не хочу сказать, что в ак. опере и в ак. Филармонии можно или дол
жно петь и играть плохо, но, если хорошо исполнять будут только в этих учреждениях, то их спектакли и концерты в конце концов приобретут чисто музейную ценность, а это гораздо опаснее, чем многие думают; иначе сохраненные вершины так и останутся стоять одиноко над пропастью и никакие случайные мостики или веревочные лестницы не приведут к ним нового слушателя. Если же инструментальное и вокальное зву
чание имеет право на существование в нашей новой жизни, а все данные в этом отношении, касающиеся народов, населяющих СССР, говорят за это, то необходимо всячески итти на встречу массам в деле предоставления им здоровой, доброкачественной звучащей нищи. И в этом улица, школа, клуб и кино должны играть первенствующую роль. Американцы это поняли: у них в кино постоянное явление — оркестр в 100 — 110 человек, играющий не „под картину , а самостоятельное симфоническое отделение, а в Чикаго кино-фаб
рика работает в сотрудничестве с ассоциацией новых авторов-композиторов. У нас, хоть на афишах и значится,
что „картина иллюстрируется усиленным оркестром (в сравнении с чем „усиленным ? И как — качественно или количественно?), но в общем... еще не все в порядке
А хорошо бы открыть в Ленинграде и Москве по два или хоть по одному Ак-Кино. Завести в нем оркестр в 70 80 человек, приглашать туда лучших ди
рижеров (конечно, и немцев) и дать возможность посетителям каждого сеанса слушать 30 — 40 минут на
стоящую музыку в настоящем исполнении. Вот это было бы настоящим приобщением масс к симфонической
музыке! Это разбудило бы интерес к музыке у многих, которые до сих нор считают оркестр дорогой забавой и создало бы ту настоящую толпу потребителей, для которых понадобится в будущем в СССР еще не одна Филармония и не одна ак. опера.
Но для того, чтобы организовать музыку в школе, клубе, в армии, кино и т. д. нужны музыканты-органи
заторы, инструкторы, общественники, нужны дирижеры не белоручки, мечтающие непременно только о лаврах Клемперера или Тосканини, а люди, самоотверженно готовые работать на любом посту нового огромного по
прища. Таких людей надо создать. В этом и состоит первая, главная задача сегодняшнего дня в вопросе о дирижере. Она целиком лежит на музыкальной школо.
Конечно, есть еще много других вопросов: что играть, как играть, „подымать до себя аудиторию или опускаться до нее (этим иногда еще и сейчас зани
маются „всерьез ), о6ъяснять или нот, а если объяснять, то до исполнения или после, подбирать аудиторию или избегать специального подбора, — все это вопросы жи
вые, но я их не касаюсь, ибо первой, главной задачей в дело дирижирования считаю сейчас образование но
вых работников-инструкторов, организаторов, педагогов, — дирижеров в общем самом широком и самом точном значении этого слова. НИКОЛАЙ МАЛЬКО.