Учет

массового искусства

Почти незамеченная нашей ежедневной прессой закрылась «выставка массовых зре
лищ», работавшая в течение ноября при Инст. Истории Искусств. Между тем ее по
казательное значение неоспоримо: несмотря на всю свою предварительность и конспективность, выставка впервые продемонстрировала пути сближения научного учета с неканоническим искусством самодеятельной формации.
В качестве экспонатов на выставке были представлены—плакат, лубок, стенная газета, диаграммы демонстра
ций, фото-снимки отдельных кадров массовых празднеств, зарисовки украшения домов, праздничные листовки, снимки уличных инсценировок (начиная с 1919—20 г.г.) и, нако
нец, фото заграничных массовых праздников. Особую и крайне интересную группу составили снимки ныне погибших скульптурных памятников, которыми украшалась рево
люция в свои первые годы. Здесь—гипсовые и глиняные Робеспьер, Бабеф, Гарибальди, Бебель, декабристы, Радищев, Софья Перовская и др. И, как бы демонстрируя ши
рокую символичность героических лет революции, здесь же— Байрон, Скрябин, Врубель, поставленные рядом с Робес
пьером... Все это—еще только осколки и первые камни учета. Огромной, необследованной областью является для научного искусствознания область клубного искусства, откуда, в
сущности, и вырастает, художественное оформление массовых празднеств и демонстраций. Клубный театр, клубное изо, клубная музыка и песня—вот материал, объективный учет которого может оказать незаменимую услугу для бу
дущего построения истории революционного искусства! В
эту сторону и собирается направить свою дальнейшую работу организатор выставки—«Комитет по изучению ху
дожественной агитации и пропаганды»—«Г. И. И. И.». И
здесь ему должна быть оказана вся необходимая поддержка со стороны клубов и культорганизаций—прежде всего в направлении постоянной связи с работой по учету.

Новости кино

Бюро хроники при Сев.-Зап. Отд. Совкино выпускает с 7 декабря № 16 своего «кино-журнала», в который во
шли следующие снимки: Заседание пленума Лнгр. Совета: а) слово т. Комарова (памяти Л. Б. Красина) и доклады Наркоминдела т. Г. Г. Чичерина и председателя Лнгр. Губоткомхоз‘а т. Н. Иванова; лнгр. строительство рабочих домов и осмотр его членами ВЦИК и последние этапы строительства Волховской гидро-электрической установки. В журнал включены также последние снимки Л. Б. Красина перед его последней поездкой в Лондон.
«Братишка» — выпускается Совкино в ближайшие дни. Герой фильмы — грузовик, названный его шоффером «Братишкой».

О ЛЕНИНГРАДСКОМ ПРОЛЕТКУЛЬТЕ

«Что такое Пролеткульт и какова его работа в настоящее время?»—вот вопросы, которые сейчас нередко можно услышать от рядового члена клуба, от низового культ-работника.
Наличный актив
Несомненно, что поводом к проявлению этого интереса в клубной массе служит усиливающееся культурное наступление, предпринятое ленинградским Пролеткультом за по
следние месяцы: широким фронтом наступает «Рабочий Театр», за короткий срок сумевший занять передовые по
зиции в рабочем театральном движении и доказавший это своей последней постановкой «В ряды» (единый проффронт); растет Вечерняя Театральная Мастерская, принявшая в себя передовую клубную «смену»; наступает изо-работа Пролеткульта, выбросившая для клубов за истекший год серию стандартных изобразительных образцов и в настоя
щее время демонстрирующая свою продукцию (плакат и лубок) на выставках плаката и массового зрелища; усили
вает свою активность клубная методика Пролеткульта и, в частности, работа его театральных инструкторов, отстаивающих в клубах линию массовых пропагандистских жан
ров; наконец, обращает на себя внимание организация Ли
тературной Мастерской, приходящей на помощь молодой писательской смене из рабочей среды.
Ближайшая задача
Таковы «мотивы», усиливающие массовый интерес к пролеткульту. К сожалению, ото сочувствие рабочего зрителя, клубного кружковца и низового культ-работника далеко не вырастает до организованной общественной поддержки. Более того: свое культурное наступление ленин
градскому Пролеткульту приходится вести еще зачастую в заколдованном кругу «пережиточного», по старинке предвзятого отношения к себе—к тому же в условиях острого недостатка средств и работников.
Конечно, предвзятость остается предвзятостью. Она в достаточной мере опрокидывается и решением партии о «сохранении Пролеткульта, как целостной практической организации с подчинением ВЦСПС» (июнь 1925 г.) и дальнейшим деловым соглашением на этой основе Ц. К. Про
леткульта с верховным органом профсоюзов в центре. Но гораздо хуже, что, «принципиально» уже выйдя из периода изоляции, ленинградский Пролеткульт до сих пор не имеет установленных форм связи и сотрудничества с местными руководящими культорганизациями и поэтому лишен ясной «юридической» возможности для развертывания своего
«прожиточного минимума» в практике массовой культурной работы (этот «прожиточный минимум» — художественный, клубно-методический и принципиальный опыт всей пролеттультовской организации в целом, а не только ее ленинградской части).
С другой стороны, нельзя отрицать и того, что за истекшие годы ленинградский Пролеткульт заметно законсерви
ровался в своем внутреннем составе. Будучи рабочей самодеятельной организацией, Пролеткульт имеет непереизбранные руководящие кадры уже в течение пяти лет (с 1921 г.), что, конечно, не может не отражаться на самом существе работы (замыкание, известная «бюрократизацияработы, отсутствие голоса низового культработника и т. д.).
Вся эта обстановка и выдвигает перед Пролеткультом ряд неотложных задач. Основная предпосылка — усиление работы. Но для этого необходимо: 1) расширить руководя
щий состав Пролеткульта, а также его производственные и учебные художественные коллективы: 2) привлечь к повседневной пролеткультовской практике низового культработника и 3) приблизить аппарат Пролеткульта к животрепещущим текущим нуждам и вопросам массовой культработы.
Лучшим путем к решению всех этих задач является созыв пролеткультовской конференции. Этот вопрос и выдвигается нами в порядок ближайшего дня.
Какая конференция?
Вопрос о конференциях, как средстве расширения работы местных Пролеткультов, отчетливо поставлен в согла
шении центральной пролеткультовской организации с ВЦСПС. Эту программу и необходимо осуществить. В со
став конференции по положению Пролеткульта должны войти: товарищи, руководящие практической работой Про
леткульта, и представители его учебно-производственных
коллективов; представители от профорганизаций, обслуживаемых Пролеткультом; представители от местных руководящих политикопросветительных и профсоюзных органов и
учреждений (Агитпроп Губкома ВКП, Губполитпросвет, Культотдел ЛГСПС, ВЛКСМ) и представители от самодея
тельных пролетарских культурно-творческих организаций. Значение этой конференции очевидно: она поможет расши
рить практические перспективы Пролеткульта, заострить перед ним животрепещущую директиву, обновить его само
деятельную работу участием «низовых» сил, наконец, при
влечь Пролеткульт к систематическому сотрудничеству с организациями и учреждениями, руководящими массовой культурной работой.
Конференция должна помочь Пролеткульту со всеми его художественно-методическими секциями, художественнопроизводственными коллективами и накопленным опытом клубной методики подойти вплотную к практическим нуждам и запросам «культурной революции».
Конференция—ближайшая предпосылка к тому, чтобы ленинградский Пролеткульт смог выполнить основную за
дачу, взятую на себя всей пролеткультовской организацией в целом, в ее соглашении с профсоюзным центром: «напра
вить все свои силы в первую очередь на осуществление конкретных заданий профсоюзов по культработе».
В. БЛЮМЕНФЕЛЬД, Я. СМИРНОВ