ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ

ПЛАТФОРМАВАПП‘а

С 26 по 29 ноября в Москве заседал расширенный пленум правления Всесоюзной Ассо
циации пролетарских писателей. Пленумом был заслушан, с вынесением соответствующих резолюций, ряд докладов: т. Л. Авербаха («Современ
ная литература и очередные задачи ВАПП»), т. Ю. Либединского («О художественной плат
форме ВАПП»), т. В. Киршона (политический отчет правления) и т. А. Зонина («Об идеологической платформе ВАПП»).
Намереваясь возвратиться в ближайших номерах нашего журнала к обсуждению решений, принятых пленумом ВАПП, в данный момент мы считаем необходимым остановиться на резолюции, вынесенной по докладу т. Зонина.
Мы делаем это с тем большим основанием и удовлетворением, что в главнейших и существенных своих чертах постановление пленума ВАПП
совершенно сходится с точкой зрения, высказанной уже на столбцах нашего журнала полгода тому назад в статье «Итоги литературной дискуссии» (см. «Ж. И.» № 24).
Сопоставляя постановление ЦК ВКП(б) (о задачах партии в области художественной литературы в эпоху культурной революции) с резолюцией 1-й Всесоюзной конференции пролетписателей, пленум ВАПП отмечает в этой резо
люции не только некоторые неполные и неточные формулировки, но и ошибки принципиального характера.
К числу основных неправильностей в резолюции 1-й Всесоюзной конференции относятся:
1) Утверждение, будто в области литературы невозможно мирное сотрудничество, мирное со
ревнование разных литературно - идеологических направлений. Резолюция конференции заявляет, что необходима «нетерпимость», непримиримая классо
вая борьба в области идеологии (при чем всякая не пролетарская идеология берется за одну скобку).
Пленум ВАПП решительно отвергает правильность этих положений и устанавливает противоречие их с постановлением ЦК, указывающим, что
перед партией и пролетариатом стоит вопрос о том, как ужиться с крестьянством и медленно переработать его; вопрос о том, как допустить известное со
трудничество с буржуазией и медленно вытеснить ее; вопрос о том, как поставить на службу революции техническую и всякую иную интеллигенцию и идеологически отвоевать ее у буржуазии.
Напомним здесь, что в упомянутой выше статье («Итоги литературной дискуссии») мы утверждали, что тенденция
к резкому обособлению ВАПП от общего русла советской литературы, стремление к монополизации пролетарской идеологии и к самоотмежеванию от всех «инакомыслящих» является нездоровым началом в ху
дожественной политике оппозиционеров от пролетлитературы, началом, прямо противоречащим общим основам ленинизма и директивам партии, на
шедшим себе выражение в прошлогодней резолюции ЦК.
В самом деле, постановление ЦК партии решительно заявляет, что в области литературы
классовая борьба не прекращается, но она изменяет свою форму, ибо пролетариат... в период своей диктатуры на первый план выдвигает «мирно-организационную работу»...
Гегемонии пролетарских писателей еще нет, и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на гегемонию.
Это дало основание пленуму ВАПП признать, что резолюция 1-й конференции но учла изменения форм
классовой борьбы в нашей стране, выдвигающих на первый план «мирно-организаторскую работу» и осо
бенно—задачи «мирного» руководства пролетариата промежуточными социальными группами.
2) В соответствии с неверной установкой по отношению к попутчикам, совершенно неправильным является утверждение резолюции 1-й конференции, будто
преобладающим типом попутчиков является писатель, который в литературе искажает революцию, и что
в основе своей попутническая художественная литература —литература, направляемая против пролетарской литературы.
Пленум ВАПП заявляет (и с этим нельзя не согласиться), что это положение противоречит общим процессам, наблюдающимся в нашей лите
ратуре с 1923 г. и особенно в последние два года. Заявление это вполне соответствует постановлению ЦК, утверждающему, что антипролетарские и антиреволюционные элементы «теперь крайне незначительны».
3) Резолюция 1-й конференции говорит, что победа пролетарской литературы означает поглощение всех видов и оттенков буржуазной и мелкобуржуазной литературы.
Пленум ВАПП совершенно не разделяет этой точки зрения и в обоснование своей позиции ссылается на постановление ЦК о необходимости
терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно