Севр и Лозанна.

К ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДОГОВОРОВ.
ЧАСТЬ I.
СЕВРСКИЙ МИР. ДОГОВОРЫ АНТАНТЫ О РАЗДЕЛЕ ТУРЦИИ.
Как только Турция вмешалась в войну, выступив в самых первых числах ноября 1914 года на стороне центрально-европейских держав, так сейчас же державы Согласия во всей широте поставили на очередь стародавний вопрос об ее окончательном разделе.
Королевским указом от 5 ноября 1914 года Великобритания провозгласила аннексию Кипра, ссылаясь на то, что соглашения 1878 года об английской оккупации острова «вследствие возгоревшейся войны оказались аннулированными» и что «его величеству представилось необходимым, чтобы названный остров был присоединен к владениям его величества». Через полтора месяца, 18 декабря 1914 года, из Лондона последовало новое сообщение: «в виду состояния войны, вытекшего из действий Турции, Египет поставлен под защиту его величества и будет впредь составлять британский протекторат». С другой стороны, еще в ноябре английский посол в Петрограде получил от своего пра
вительства инструкцию известить русское правительство о том, что «в случае победы над Германией» судьба Константинополя и Проливов будет решена в соответствии с нуждами России. Соответствующие пе
реговоры тотчас же начались и к марту следующего года облеклись в кровь и плоть письменных соглашений.
В памятной записке от 4 марта на имя английского и французского послов русский министр иностранных дел С. Д. Сазонов об’явил всякое решение турецкого вопроса «недостаточным и непрочным», если в состав Российской империи не будут включены Констан
тинополь, западные берега Босфора, Мраморного моря и Дарданелл и южная Фракия до линии Энос — Мидия. По стратегическим сооб
ражениям к России же должны отойти часть азиатского побережья Турции (между Босфором, р. Сакарией и одним из пунктов Исмид
ского залива), острова Мраморного моря, а также Имброс и Тенедос. В указанном районе Россия обязуется тщательно соблюдать специаль
ные интересы Франции и Великобритании и, сверх того, соглашается со
чувственно отнестись к тем планам этих стран, «которые могут явиться у них по отношению к другим областям Оттоманской империи и иным местам». Союзники дали свое согласие на русское предложение — Ве
ликобритания 12 марта, а Франция 10 апреля. По дополнительному русско-английскому соглашению были обусловлены свобода транзита
для товаров, идущих через Константинополь, свобода прохода через Проливы коммерческих судов, сохранение «под независимым мусульманским владычеством» священных мест Мекки и Медины.