В № 14 „Новой Рампы он устанавливает общественную ценность одного спектакля МХАТ — 2„ Расточитель :
Полная- беспросветность, безнадежность, кошмар. Пьеса не будит энергию к борьбе с преступлением, а пришибает, приводит к общественной летаргии.
Из дальнейшего видно, что (по впечатлению т. Семашко), так пьеса и подана театром. И читатель ждет строгой нотации. Чего-нибудь вроде:
— Призвать театр к порядку. Чтоб не ставил таких пьес.
Вместо этого читаем:
ни один театр, я думаю, в мире, так не будит мысль, заставляет передумать виденное (соглашаешься ли с трактовкой или нет), а следова
тельно будит общественное самосознание, как наш Художественный театр. И в этом его неоценимое общественное значение.
Стало быть так: „неоценимое общественное значение театра в том, что он ставит пьесу, которая „приводит к общественной летаргии ?!
Ах, — а еще Гете сказал, Софокл подтвердил, а Пико де ла Мирандола присо
„Рабочий Зритель занял, наконец, очень суровую позицию по отношению к современному профтеатру, делая такой печальный вывод:
весь современный театр от Мейерхольда до
Художественного театра — совершенно чужд до сих пор рабочему классу. И разница между ними маленькая — одни говорят революционные слова, другие их не говорят. А служат и те и другие одному хозяину — буржуазии и советской интеллигенции городов.
Приговор чрезмерно суров, ибо ОПЫТ работы театров Революции, Пролеткульта, Мейерхольда говорит как будто другое. Пусть в них много интеллигентской революционности, пусть в них делается глав
ное ударение на формальных и техниче
ских заданиях, но революционность их идеологии и современность их формы не позволяют их объявить слугами буржуазии и совинтеллигенции.

МАРКСИСТЫ об ИСКУССТВЕ

I. БОГДАНОВ ОБ ИСКУССТВЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Третья эпоха— индивидуалистических идеологий. Эта - пора капитализ
ма — торгового, промышленного и финансового, с пышным расцветом техники, индустрии, обмена, транспорта, кредита, с усиленным развитием централизированных госу
дарств, с коллективным производством и индивидуальным потреблением. Для идеологии характерны два принципа — инди
видуализм, так как личности оторваны друг от друга, враждебны между собою („чело
век человеку волк ), и метафизика, заменяющая религию, выражающая оторван
ность мышления от труда, когда создаются отвлеченные понятия некиих сущностей „добра „истины , „красоты .
большое значение метафизика. Появляется понятие отвлеченной „красоты , оформить и выявить которую должно искусство.
Оторванность искусства от трудовой жизни создает теорию самостоятельного и самодовлеющего „чистого искусства.
Индивидуалистическая идеология утверждает индивидуальную природу творчества, выдвигает попытки „гения и „та
ланта , стоящего над средним человечеством. Творчество становится личным,
вместо коллективного-классовым вместо „народного .
Искусство специализируется и дифференцируется. Театр дробится на частные формы — драму, оперу, оперетту, балет, отдельно стоят цирк и мюзик-холл и т. д. Изобразительные искусства также дробятся; кроме трех основных, назовем декоративное, графическое, многие вид я прикладных и т. д
Производство художественное — аристократично, хотя бы по той причине, что для занятия им требуется большая специальная выучка и, стало быть, материальные средства. Художественное потре
* * *
вокупил, что лучше быть хорошим наркомом, чем плохим критиком!..
Буржуазное искус
ство.
Искусство, естественно, выражает индивидуалисти
ческую идеологию в ее разнообразнейших формах. Оно освобо
ждается от той тесной зависимости от религии, которая была характерна для предшествующей эпохи. Зато приобретает